Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

«Царскосельская коллекция». Мы верим в свое дело

Уникальный музей современного искусства «Царскосельская коллекция» недавно отметил свое двадцатипятилетние. Собрание музея насчитывает более семи тысяч живописных и графических произведений преимущественно ленинградского авангарда и андерграунда 20–90-х годов ХХ столетия. В музее активно ведется выставочная и издательская деятельность, огромной популярностью пользуются курсы живописи. Седьмой год музей является одним из организаторов фестиваля изобразительного творчества для людей с ограниченными возможностями «Царскосельский вернисаж».
    
О том, как создавалась «Царскосельская коллекция», рассказывает ее директор Александр Михайлович Некрасов.
    
– Все начиналось в далекие 80-е с Учебной мастерской живописи, которая работала под эгидой Дома культуры «Современник» в помещении бывшей Николаевской гимназии. С организацией мастерской нам помог Валерий Павлович Агафонов, тогда – заведующий отделом культуры Пушкинского райисполкома (ныне режиссер театра-студии «Маска» ДДЮТ). Это был декабрь 1986 года. Первая выставка учебных работ «От эскиза к холсту» состоялась уже через полгода в Павловском дворце. На заработанные от показа деньги был куплен стереопроигрыватель «Вега», чтобы проводить занятия под музыку. Когда районный исполком объявил об организации в здании на Магазейной (тогда ул. Карла Маркса) Молодежного культурного центра, я решил, что мастерская должна быть здесь, и вышел с этим предложением к руководству центра, которое поддержало мою инициативу и выделило помещения, которые, правда, требовали ремонта.
    
И вот в Гостином дворе вместе с друзьями и художниками мы организовали выставку-продажу картин. Так в проходе между обувными отделами появилась художественная лавка «Impression», которая помогла нам выжить в те сложные времена.
    
Мастерская при молодежном культурном центре активно работала и зарабатывала, устраивались выставки, в том числе в Павловском и Екатерининском дворцах. Потом была создана общественная организация «Галерея» (8 февраля 1990 года) и пришло понимание, что не все работы должны продаваться. И, наконец, 3 февраля 1991 года мы открыли постоянно действующую экспозицию будущего музея. С этого момента для нас началась новая жизнь. Я познакомился со многими коллекционерами современного искусства в Ленинграде: писателем С.Б. Ласкиным, Чудновскими, Логиновыми, Благодатовыми, Сидоровыми. Мне как художнику было интересно исследовать нашу ленинградскую культуру, это были своего рода «университеты». Формировалось и мое художественное мышление, несмотря на то, что у меня уже было за плечами высшее художественное образование. В эти годы для многих открылся целый пласт ранее запрещенного искусства, пришло понимание, что без него, оказывается, нельзя. Особенно явственно я осознал это после выставки Владимира Стерлигова и почувствовал в себе силы, чтобы начать создавать музей.
    
В 1992 году мне удалось зарегистрировать в Министерстве юстиции общественный музей «Царскосельская коллекция». Государственным он стал лишь в 1996-м. Это было сложное время становления, но благодаря энтузиазму, работе людей, не равнодушных к искусству, и поддержке художников мы преодолели трудности.
    
При формировании музейной коллекции нас интересовали не только законченные авторские работы, но и наброски, эскизы, зарисовки, то есть все составляющие творческого процесса. Сейчас фонды музея насчитывают около семи тысяч единиц хранения, исключительных по ценности художественных произведений. И главный вопрос сегодня – недостаток помещений, приспособленных для их хранения.
    
В настоящее время в музее ведется серьезная образовательная деятельность для детей, подростков и взрослых (независимо от их образования) по изучению современного художественного языка живописи. На курсе «Живопись. ХХ век» слушатели могут не только познакомиться с мировой художественной культурой, но и сделать собственную работу по Сезанну, кубизму, абстракционизму и другим направлениям изобразительного искусства.

Лариса Крымова

баннер