31 марта 1814 года союзные войска под предводительством Александра I вошли в Париж.
"Гений императора Александра I". Так назвала свою картину французская художница Элизабет Виже-Лебрен – первая портретистка погибшей на эшафоте королевы Марии-Антуанетты. Шесть лет она прожила в России. Написала здесь полсотни портретов знати и особ царствующего дома. Ее называли "русской парижанкой".
В 2004 году произошло ее возвращение к нам: впервые был издан перевод русской части ее мемуаров. Свои воспоминания художница, будучи 80-летней, продиктовала племяннику. Еще при ее жиз-ни они были не раз изданы во Франции и сегодня читаются с неослабевающим интересом. А историки ценят ее описания предреволюционной Франции и состояния умов накануне "светопреставления" – так ее отец, художник Луи Виже, называл грядущую революцию.
Художница принадлежала к поколению людей, переживших то, о чем Пушкин писал: "Так дуновенья бурь земных и нас нечаянно касались". Действительно, общие беды Европы шли к ней по касательной. Она не стала свидетельницей казни любимой королевы – покинула Париж при первых признаках революционного террора. Жила в Европе. Во Францию вернулась уже по приглашению императора Наполеона. Покинув Россию в 1801 году, Виже-Лебрен не раз добрым словом поминала свою вторую родину.
Шли годы. Русские вступили в Париж, но отнюдь не как оккупанты. Дату их вступления – 31 марта 1814 года – пишет на щите гений императора Александра I. Эту картину художница подарила русскому царю в Париже. Она вторила русским поэтам: "Путь Демона и Генья видя, Познайте, Богу как служить". Можно не сомневаться, что Виже-Лебрен, будучи глубоко верующей, 10 апреля молилась на Пасхальной литургии, устроенной Александром I к изумлению парижан на месте казни Людовика XVI, Марии-Антуанетты и многих тысяч французов. Русский царь очищал Париж от пролитой в нем крови сограждан. Интересно, что в образе античного гения соединились черты юных Александра и Елизаветы, духовной красотой которых очарована была "русская парижанка" много лет назад в России. Она сожалела, что не успела тогда написать их в исторических костюмах.
А теперь вспомним один из барельефов на постаменте Александровской колонны в Петербурге, где сама История пишет победоносные даты Александра Благословенного на скрижали времени: 1812, 1813, 1814. Император Николай Павлович в тридцатые годы лично принимал участие в создании памятника старшему брату. Например, скульптора Б. Орловского он заставил 14 раз переделывать фигуру ангела, пока не был достигнут нужный художественный эффект. И по его желанию лицу ангела было придано сходство с молодым Александром. Николай Павлович очень хорошо знал работу Виже-Лебрен и имел ее в виду, так что знаменитая французская художница, сама того не ведая, внесла свой вклад в создание памятника Благословенному, которого глубоко почитала всю жизнь.
Элеонора ЛЕБЕДЕВА
На фото Э. Виже-Лебрен. "Гений императора Александра I".
Александровская колонна. Фрагмент.