Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Жительница Павловска Светлана Алексеевна Крапивина, пережившая блокаду Ленинграда

...И СНИМУТ ПРЕД ВАМИ ШЛЯПУ

69-ю годовщину со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады отмечают в нашем городе в эти дни в каждой семье, где жива память поколений. Любые, казалось бы, незначительные вещицы, мелочи, старые фотографии, связанные с блокадной порой, с особой бережностью хранят люди, пережившие в городе на Неве страшную войну. Среди них и павловчанка Светлана Алексеевна Крапивина.
Кандидат технических наук, создатель научного направления «плазмохимические технологические процессы», она объездила со своими работами полмира, познакомилась и подружилась с людьми разных национальностей. Жизнь была богата впечатлениями, но воспоминания блокадного детства оставались яркими, нестираемыми.

Когда началась война, мне исполнилось только четыре года, но и блокаду, и войну, и те условия, в которых мы жили, я помню хорошо, – рассказывает она. – В нашей семье, которая прожила в Ленинграде все 900 дней, было очень много потерь. Выживали тяжело, но несмотря ни на что остались и светлые воспоминания. И 27 января для нас такой же яркий день, щемящий, со слезами на глазах, как 9 Мая. Это – праздник!
В войну дети взрослеют быстрее. Я ходила в детский сад, а моя мама, Анна Ильинична Андреева, была учителем в школе, вела занятия и в бомбоубежище, где мне довелось провести много времени. Какой-то период мы жили в школьном общежитии. Там я узнала двух учителей, оставивших о себе яркие впечатления. Учитель физики Капранов (имени-отчества, к сожалению, не помню) олицетворял собой силу и уверенность. Когда начиналась бомбежка, он спускался в комнату, где жили женщины, и говорил: «Женщины, вы видите – я здесь! Я – бомбоотвод! Поэтому ни один снаряд никогда не упадет на нашу школу!». Его речи действовали удивительно: все успокаивались, а зачастую даже и не спускались в бомбоубежище. Второй был Федор Адамович Кисс, директор школы. У него всегда находилось несколько минут, чтобы подбодрить самых маленьких – меня и мою ровесницу Ганну Большакову. Иногда он приходил к нам и говорил: «Девчонки, я вам пирожные принес!» – и протягивал по маленькому кусочку хлеба, меньше спичечного коробка. И мы благодарили его за царский подарок – пирожных тогда не хотелось, мечтали о хлебе. И съедали эти кусочки медленно, растягивая удовольствие. К сожалению, Федор Адамович не дожил до победы, он умер от саркомы.

Светлана Алексеевна Крапивина

Я помню, как взрослые дяди, сидящие перед нами, врачи и медсестры плакали! А когда мы заходили в палаты к тяжелораненым, они протягивали «артистам» кусочки хлеба. Это незабываемо.
Совсем недавно мне пришлось прочитать роман Даниила Александровича Гранина «Мой лейтенант», он получил первую премию в конкурсе «Большая книга». Я невольно подумала: как здорово, что Гранин написал его сейчас! Он испытал все ужасы войны и блокады, отступал от города Пушкина, шел вместе с солдатами по полю, разделяющему линию обороны и Шушары, долго жил в окопах. Я впервые прочитала рассказ об этом участке фронта не «ура-патриотический», а очень объективный, зримо почувствовала обстановку, в которой существовал, страдал и, тем не менее, боролся Ленинград. И мне очень хочется, чтобы наше молодое поколение, которое, к сожалению, довольно равнодушно к чтению, прочло это произведение, берущее за душу, чтобы понять, какие испытания выдержал наш город. Когда после страшных первых блокадных месяцев стало чуть-чуть полегче и немного добавили норму хлеба, мы, детсадовцы, начали ходить с концертами в госпиталь на Староневском проспекте, пытались танцевать, читали стихи.

Я пошла учиться в 1944 году. Наш класс в 164-й школе был единственным, где окно было застеклено, во всех остальных окна были забиты фанерой. На месте многих зданий были руины, редко можно было увидеть уцелевшие крыши. В этих условиях маленькие дети знали, что их хорошие отметки – это вклад в победу над врагом. Я благодарна маме, школе, своему первому учителю Надежде Ермолаевне Шакуро за жизненные уроки. В нас не было трагизма. Мы понимали тяжесть положения: когда эвакуировали наш детский сад, мама сказала: «Нет, я не отпущу дочь. Мы будем умирать здесь». Но мы не умерли. Город боролся, и даже то, что дети ходили выступать в госпиталь, поддерживало всех. Всех связывал особый дух взаимной любви. 

В мае 1945 года известный детский писатель Корней Иванович Чуковский написал стихотворение ленинградским детям. Начинается оно очень наивно: «Промчатся над вами года за годами, и станете вы старичками. Сейчас белобрысые вы, молодые, а станете вы пожилые. И даже у маленькой Татки когда-нибудь будут внучатки...». А завершаются стихи на очень высокой ноте: «Так вот, когда станете вы пожилыми и чтобы размять свои старые кости, пойдете куда-нибудь в гости... на вас молчаливо укажут и тихо, почтительно скажут: «Он жил в Ленинграде во время осады в те годы – вы знаете, – в годы блокады». И снимут пред вами шляпу».

На мой взгляд, эти строки являются выражением отношения к блокадникам, которое должно сохраняться в нашем обществе. Особенно к тем, кто оборонял блокадный город и трудился в нем. Моя мама, которая в июне 1943 года получила медаль «За оборону Ленинграда», умерла в Павловске. И когда в павловской 464-й школе открыли зал славы, я решила, что музей должен иметь настоящие экспонаты. Я отнесла им все мамины награды, удостоверения, блокадные документы, где расписано, в какие годы какие нормы еды полагались горожанам, и маленький клочок бумаги – справку о том, что мой брат Андреев Герман Александрович умер в Ленинграде от колита – от голода. Ко всем моим домашним реликвиям в школьном музее отнеслись очень уважительно, сделали для них целый стенд. Замечательно работают там педагоги вместе со своими учениками!
Этот настрой на победу поднимал всех. И через 69 лет после памятного дня освобождения хочется вновь сказать: С праздником, дорогие земляки! С нашим Ленинградским Днем Победы!
Несмотря на то что произведение Гранина напомнило ту жуть, которую мы пережили в блокаду, оно еще раз подтвердило: только благодаря мужественным людям, старавшимся поддержать каждого, встреченного на своем пути, мы все выстояли. Будучи маленькими детьми мы знали, что оборонявшие город воины Ленинградского фронта часть своего пайка отдавали в детские сады. Помню, как в трамвае, который возобновил работу, я, встречая военных, задавала им вопрос: «Дяденька, а война когда закончится?». И они мне почти всегда отвечали: «Завтра!».

Татьяна Горшкова, фото из архива С. А. Крапивиной
Материал «Царскосельской газеты», 24 января – 1 февраля 2013 года № 50 (10006)