Старинные предметы – свидетели прошлого
Выставка рассказывает о том, как жили, что чувствовали люди в России накануне октября 1917 года. На ней свидетелями выступают печатные и письменные материалы, предметы того времени, любовно сохраненные собирателем.
В библиотеке-филиале № 2 (Кадетский бульвар, 22а) открылась четвертая выставка из фондов «Музей редких вещей XIX – начала ХХ в.» собирателя Ивана Фоминых, почетного прихожанина Софийского собора. Из старых пожелтевших страниц газет, журналов – «Огонек», «Нива», «Всемирное наследие» – вдумчивый посетитель узнает многое. Например, о той жертвенной миссии, которую взяли на себя женщины России в Первую мировую войну. Одни из них пошли добровольно на фронт. Там сестры милосердия под пулями врага, рискуя жизнью, вытаскивали с поля боя раненых. Тереза Эйко, Екатерина Ржевуская, Мария Стриге, Елена Козакевич – с Георгиевскими медалями «За храбрость» – позируют перед фотоаппаратом почти сто лет тому назад. Императрица Александра Федоровна и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия явились примером для остальных женщин России, пройдя курсы и став сестрами милосердия в тыловых госпиталях. Обо всех погибших на Первой мировой войне, даже рядовых, сообщалось тогда в газетах, давались фотографии. Можно представить, с каким страхом, перелистывали их близкие, боясь найти в списке «Павшие смертью храбрых» сына, брата, жениха, племянника.
По словам Ивана Александровича, эту выставку он посвятил своему отцу – фельдфебелю русской армии Александру Ивановичу Фоминых. Он под Кёльном попал в плен, пробыл четыре года на чужбине, бежал. Некоторые предметы, представленные на выставке, принадлежали когда-то ему: хромовые сапоги со шпорами, ремень с российским гербом, шрапнельный снаряд. Кроме этого, на выставке можно увидеть бушлат и рундук матроса крейсера «Аврора» Александра Бычкова. Котелок, патронташ, горн, обмотки – немые свидетели прошлого, которые порой бывают красноречивей слов.
Организатор выставки библиотекарь Любовь Гончар, изучая письма и газеты того времени, поняла, что люди на войне оставались, прежде всего, обычными людьми. Во время передышки на фронте они любили поиграть на гармошке, мандолине, попить чайку... Так, в одном рассказе с фронта повествуется о том, как снаряд разбил дом, в котором жили воины, и как те больше всего опечалились, что разбит граммофон, но обрадовались, что сохранилась пластинка Вяльцевой.
Марина Орлова, фото автора
Материал «Царскосельской газеты», 1 – 7 ноября 2012 года № 38 (9997)