Коллекция самоваров
Мне недавно выпал случай познакомиться с коллекцией русских самоваров Дмитрия Федорова. Поражало не столько количество собранных образцов этого вида декоративно-прикладного искусства, сколько их качество и разнообразие. Замечено, что собиратель коллекции со временем начинает испытывать непреодолимое желание рассказать о ней, показать ее людям. Так и в нашем случае, Дмитрий согласился встретиться с корреспондентом газеты, чтобы не только познакомить со своим собранием, но и рассказать о самоварах, истории их появления в России, о любви нашего народа к чаепитию. Может показаться, что самовар – это исконно русское изобретение, но это не так. Приборы по принципу работы самовара были известны еще во времена античности: в емкость, наполненную водой, бросали большой раскаленный камень, благодаря чему вода закипала. Позже в Европе стали появляться подобные приборы уже более совершенных конструкций. В Китае существует родственник самовара – прибор, в котором тоже есть труба и поддувало.
В России первые самовары появились только в XVIII в. благодаря традиции чаепития. Чай же появился на Руси еще при Михаиле Федоровиче и вскоре стал одним из любимейших напитков русского народа. Родиной самовара в России является Урал. Бытует легенда, что самовар в Россию из Голландии завез Петр I, но в действительности самовары появились уже после смерти царя. Однако в период его правления начался промышленный подъем Урала. Здесь возникает множество металлургических и медеплавильных заводов, где осваивается изготовление бытовой посуды из меди. Дмитрий достает с полки уральский самовар, тот самый – из первых: легкий, выполненный из красной меди. Ручки у него в виде медвежьих голов, ножки на заклепках. Коллекционер объясняет, что даже в каталоге Русского музея подобного самовара он не встречал.
Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские – в фабрики. Известны фамилии купцов, мещан, которые поколениями выпускали самовары для различных слоев общества. В коллекции Дмитрия есть самовары, изготовленные для знати – богато декорированные, увесистые, в виде бутона розы, кратера, бокала, их изготавливали или из красной меди, или из мельхиора, покрывали сверху накладным серебром.
В XIX в. в Туле многие оружейные мастера осваивают самоварное производство. Так, известные оружейники Лисицыны становятся самоварными «королями». А провинциальный город благодаря самоварному производству становится уездным. Даже появляется пословица, известная до сих пор: «В Тулу со своим самоваром не ездят». Самовар оружейника Маликова из Тулы занимает одно из видных мест в коллекции. Про изделия этого мастера еще в 1837 г. писал Александр Николаевич – будущий император Александр II, осмотрев выставку «Тульских фабрикаций»: «...Самовары же оружейника Маликова отмечались на выставке особенною изящностью форм своих, добротою металла, несравненно противу всех чистою отделкою».
Среди богато декорированных образцов самоварного искусства особое место в коллекции занимает обычный трактирный самовар. Он – большой, рассчитанный не на одно ведро, с длинным носиком, чтобы подливать чай из-за спины сидящих за столом. Ой, как любили путешественники в трактире на почтовой станции испить чаю до седьмого пота, обсудить свои дела, выгнать простуду! Дмитрий стал собирать свою коллекцию 13 лет назад. Тогда еще можно было найти самовар в комиссионном магазине. Сейчас это уже практически невозможно. По его мнению, сейчас собирать коллекцию с нуля очень сложно. «Главное, что она уже есть, и ее могут увидеть люди», – говорит он.
Марина Орлова, фото автора
Материал «Царскосельской газеты», 22 – 28 ноября 2012 года № 44 (10000)