А слово поэта бессмертно
31 декабря 2013 г. на 63-м году жизни трагически погиб известный поэт, член Союза писателей России, руководитель литературного объединения «Лира» (80-е годы) Анатолий Иванен. Ушел безвременно, неожиданно… Полный творческих сил и мечтаний, он, словно птица на взлете, был сражен рукой злодея. Злодея, далекого от славных традиций Царского Села. От творчества истинных поэтов и писателей, принесших мировую славу городу Пушкина. В Царскосельском лицее взошло солнце русской поэзии и озарило, пропитало чистым светом все уголки нашего изумительного города дворцов и парков. Поэзия Александра Пушкина на протяжении десятилетий вдохновляла здесь стихотворцев великого русского слова. Не очень берегли поэтов на Руси в былые времена, а в наше сумбурное время тем паче не жалуют. Не все поэты великаны. Но сердца их огромны и открыты людям — не промахнуться даже тупому стрелку. Тяжелая утрата настигла родных и близких, литературную общественность Санкт-Петербурга, а в большей мере пушкинцев, знавших Анатолия Вильямовича… Не стало замечательного человека, Богом отмеченного поэта, отличающегося добротой и вниманием к друзьям, помогавшему многим начинающим поэтам встать на крыло. Я более тридцати лет был знаком с Анатолием. От общения с ним лично у меня было ощущение — будто боженька пробежит по сердцу босыми ногами. И настоящие друзья отвечали ему тем же…
Друзья мои, как мало вас осталось
(а ведь и было меньше, чем хотел).
Не верю я,
что наша связь прервалась, —
Я тихою душой не охладел;
Но все же за какие прегрешенья
Дано мне пережить нелегкий час,
Когда ничто — любые искушенья,
Лишь хочется живыми видеть вас!
Эти его строчки можно отнести и к каждому из нас, его друзей-товарищей по духу и перу. В одной из рецензий на книгу Анатолия Иванена «Венцы» Сергей Смирнов пишет: «Анатолий Иванен относится к поколению, которое принято называть потерянным, оно формировалось в эпоху застоя. Вкусив в детстве первые ростки справедливости, воспитанные в хрущевские времена, представители этого поколения остались на распутье: с одной стороны — радостное детство, с другой — неосуществленные надежды, растраченные годы на поиск себя, а точнее, своего места в жизни». Наверное, потому возникают у поэта следующие строчки:
Себя ругаю и кляну…
Не так я жил, не то я делал
И потянул не ту струну,
Струна натужная слетела,
Не в той душе оставив след,
И след не тот, и, напоследок,
Я, потерявший столько лет,
Иду по сбившемуся следу!
Родившийся в Якутии, на берегах Лены, от мамы ленинградки, пережившей страшные месяцы блокады и в 1942 году по «Дороге жизни» вывезенной из города, и отца финна-ингерманландца, высланного с Карельского перешейка, Анатолий вбирал в себя не только красоту необъятной России, но и судьбу родителей. После возвращения семьи к невским берегам, на землю своих пращуров, где проходило детство и взросление поэта, где к «рукам прирастали крылья», и можно было парить над историей родного края и обозревать ее с птичьего полета. Ощущение собственных корней, времени и пространства вплетались Анатолием в стихи, сообщая им целую гамму чувств — любовь и тревогу, нежность и ранимость:
Пламя костра,
Беспокойное пламя,
Как духи ушедших,
Что рядом кочуют,
Греет и шепчет:
— Ты с нами, ты с нами.
Но прошлое не уводило поэта от настоящего. Современность жила в его многочисленных произведениях не изолированно, а в постоянном движении, устремляясь в будущее. Поэзия его выстрадана в застойные времена, времена цензуры. И душа поэта не молчала, она боролась с несправедливостью переустройства общества, с разрушением его основ и святынь:
Не сразит ни пламя, ни разруха.
Мы — потомки волевых племен,
В нас такое сочетанье духа —
Чем трудней, тем яростнее он.
Особое место в творчестве Анатолия Иванена занимает любовь к Царскому Селу, не знающая границ, в том числе и географических: с 2000 года жил в Финляндии, но затем в 2005 году вновь вернулся в г. Пушкин. И проживал в нем, и творил, материализуя наши мечты и желания, подтверждая извечное:
В начале было слово…
Светло, куда ни кинешь взор,
И тишина разъята:
Екатерининский собор —
Пустое место свято.
И если посмотреть окрест,
Я вижу и сегодня,
Что там, где деревянный крест,
Возвышен храм Господний.
(«Когда Нева не знала берегов», 2008 г.)
В огне столетий исчезают творения человека: архитектурные шедевры, живопись, книги… Плавится металл… Но остается Слово. И лишь оно нетленно, пока живо человечество. Время также стирает имена многих стихотворцев. Но их песни, сказания, хлесткие изречения живучи, становятся народными, переходят из поколения в поколение. Не в этом ли высшая награда поэту, не в этом ли его земное предназначение?
Борис Бойченко, член Союза писателей РФ