Недавно врачам скорой помощи Петербурга вновь довелось ощутить на себе заботу города, по крайней мере, в плане технического оснащения. В середине июля станции обновили свои автопарки. Медики получили 58 новых авто. Подарок, надо сказать, долгожданный и дорогостоящий – 134 млн. рублей. Принимал машины временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. А после торжеств для новеньких машин российского производства, выпущенных на базе автомобиля "Форд-Транзит", наступили суровые будни. Надолго ли хватит сил моторам "Фордов", которым предстоит колесить практически круглосуточно и как протекают будни работников скорой помощи, рассказал врач анестезиолог-реаниматолог станции скорой медицинской помощи № 4 города Пушкина, победитель профессионального конкурса на премию правительства Санкт-Петербурга "Лучший врач года-2014" в номинации "Лучший врач скорой медицинской помощи" Виктор Руцкий.
– Виктор Русланович, разрешите поздравить вас с победой. Хотелось бы, конечно, услышать о том, что позволило вам добиться таких успехов и стать лучшим в городе. Но сначала об автопарке. Новые железные кони от губернатора уже стоят во дворе... Надежная техника?
– Да, машины хорошие, и прежде всего, потому, что новые. Наш парк пополнился четырьмя единицами. Но, думаю, при круглосуточном напряженном режиме их хватит лет на восемь-девять, не более. Вообще, с 1996 года, с тех пор как я работаю на станции,машины меняли трижды. Довелось ездить на "Рафиках", если помните – ужасная техника. Потом бригады пересадили на "Форды", позже закупили "Газели", которые часто ломались. Теперь вновь перешли на "Форды", но и отечественные машины в парке остались."Форды" хорошо оборудованы, укомплектованы дефибрилляторами, наркозно-дыхательной аппаратурой, электрокардиографами, кардиомониторами. Такое оснащение позволяет довезти до больницы самого сложного пациента. Есть на вооружении дорогостоящий аппарат закрытого массажа сердца, благодаря которому была спасена не одна жизнь. Купили его, кстати, на средства района. Вообще, бригады анестезиологов-реаниматологов отправляются на вызов, имея в машине дублирующий комплект аппаратуры. Это на тот случай, если что-то, не дай бог, выйдет из строя. Нам, как подводной лодке, приходится иногда работать в автономном режиме, ведь за день мы можем выехать на 10-12 вызовов и вернуться на базу только с послед-него, в конце смены. А иногда один выезд занимает целый день. Вот вы спрашивали, как в нашей профессии можно стать лучшим, как привыкнуть к напряженному графику. Да я просто люблю свою работу. Любовь же досталась мне по наследству, от матери. Она тоже медработник. А к трудностям я привык за 19 лет работы в Североморске в центральной больнице на отделении скорой помощи. Знаете, какие там условия? Суровые. Тебе двадцать лет, и ты один врач на несколько десятков километров. И пожалуйста: бери сумку, аппарат ЭКГ на плечо и вперед на пару с фельдшером то ли роды принимать, то ли мужчину, обгоревшего в тундре, спасать. Зимой нередко бывало так, что кроме как на лыжах к больному добраться не на чем. Берешь волокуши и в сопровождении солдат идешь спасать человека – ты в ответе за жизнь каждого.
– Хорошо, что мы не в тундре... А в Петербурге к кому чаще всего выезжать приходится?
– К больным с хроническими заболеваниями. Иногда доходит до смешного: у одного живот болит неделю из-за внутреннего кровотечения, а он не обращает на это внимания, а другой палец уколет и нас зовет. Мы выезжаем на пустой прогон, потому что не имеем права отказать, даем таблетку, меряем давление. И нет никакой гарантии, что этот же больной не вызовет нас на следующий день по своей прихоти. Советский менталитет, основанный на убеждении "мне все должны", еще долго не искоренится.
– Но вы же "скорая помощь", название говорит само за себя в любой ситуации…
– В том-то и дело, что не в любой. Именно поэтому мы сначала поедем спасать тех, кто пострадал на пожаре, в ДТП, где человека порезали ножом в драке, где бабушка упала на кухне и не дышит или сосед выпал с пятого этажа. А визит к тому, кто любит беспокоиться о своем самочувствии, отложим на потом. Скорая помощь – это специализированная оперативная служба, созданная для спасения жизни человека. И людям следует кричать "волки!", когда это действительно волки.
– Один деликатный вопрос: порой врачи бригад появляются на вызове в грязной спецодежде. Некоторые хозяева квартир недовольны.
– По этому поводу я скажу вам следующее. Приехал я на ДТП, пострадавшего вытаскиваем из машины, я и мои коллеги в крови, в мазуте. Я не сижу в кабинете в белом халате, это надо понимать. А на пожаре? Тут кричат, что там пожилая женщина уже надышалась дымом и вся в ожогах, и мы "премся" туда, а там вода из гидранта хлещет, пожарные выкидывают из окна тлеющий диван, с потолка каплет, все дымится. Конечно, пожары случаются не каждый день, и после подобных происшествий мы стараемся переодеться и привести себя в порядок, но это не всегда возможно. Иногда прямо с пожара, не теряя времени, нам приходится ехать и спасать человека от инфаркта или инсульта. Поверьте, когда речь идет о жизни и смерти, внешний вид сотрудников бригады скорой помощи не так важен. Поэтому мы просим родственников больных отнестись с пониманием, если наша спецодежда не всегда чистая. Кстати, об экстремальных вызовах: на следующую ночь, после того как мы договаривались об интервью, наша бригада выехала искать труп мужчины у железнодорожной станции "Паровозный музей". Железнодорожники нас не встретили, из милиции был только участковый. Никто ответственность брать на себя не хочет, и мы валандались там, искали часа три. А знаете, сколько там этих путей?...
– Так что же, работа служб не скоординирована? Что вообще мешает нормально работать?
– Нет, служба МЧС, пожарно-спасательные отряды работают очень хорошо, приезжают оперативно, вырезают людей из машин. С ними работаем практически одновременно, вводим пострадавшему обезболивающее, каждый делает свое дело. Вообще при чрезвычайных ситуациях работа налажена, как часы. Мешает опять-таки человеческий фактор. Люди не знают адресов, не выходят встречать. Или такое: на доме нет номера, или его закрывают деревья, лифт не работает, двор машинами заставлен, не проехать. Такая ситуация в новом квартале Славянка. Чтобы там найти больного, нужна выдержка, даже при ориентировании по навигатору.
– Ну, вопрос о Славянке вообще отдельный. К сожалению, все перечисленные вами недочеты, как сообщают в админист-рации Пушкинского района, на совести компании-застройщика. Но раз уж мы затронули тему автомобильных аварий, то спрошу про перекресток Московского и Колпинского шоссе. Он сейчас, кстати, реконструируется. Для Санкт-Петербурга это "горячая точка" в полном смысле слова.
– Кроме баек о том, что несчаст-ные случаи происходят от плохой кармы местности, якобы на Московской Славянке раньше находилось финское кладбище, там действительно регулярно гибнут люди в ДТП. Мы выезжаем на серьезные аварии чуть ли не ежедневно. Причин тому несколько: скоростное движение, неудачная планировка перекрестка, плохое или вовсе отсутствующее освещение проезжей и пешеходной части дороги, неработающие светофоры, отсутствие отбойников. Аналогичная ситуация была на Киевском шоссе до его реконструкции и расширения. Когда магистраль расширили, нанесли нормальную дорожную разметку и установили ограждения, мешающие пешеходам переходить шоссе в неположенных местах, мы перестали туда выезжать. Надеюсь, что после завершения строительства пересечение Московского и Колпинского шоссе перестанет быть "перекрестком смерти". Конечно, хотелось бы знать, как там будет спланировано движение транспорта, будут ли предусмотрены отдельные полосы для спецтехники, карет скорой помощи, пожарных машин.
– Хочу спросить об оплате труда специалистов службы скорой помощи. В апреле этого года в Петербурге с требованиями о повышении зарплаты вышли более полутысячи врачей. Организатором митинга выступил профсоюз работников здравоохранения Петербурга и Ленобласти. В принятой резолюции предлагалось изменить методику расчета заработной платы. Поясните, что не устраивало медиков и произошли ли изменения за последние четыре месяца?
– Уровень зарплаты петербург-ских врачей существенно выше, чем, например, в Новгороде. И ради нормальных денег специалисты готовы ездить издалека. Вообще, чем выше категория врача, тем больше он зарабатывает. У меня категория самая высокая. Что касается изменений в системе расчета зарплаты: врачей не устраивало то, что 70% ее составляли разного рада надбавки, а оклад был небольшим. Такая система позволяла руководству манипулировать подчиненными путем бесконечных вычетов из надбавок за любую промашку. Люди были "на крючке". С 1 июля вступило в силу распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, по которому процентное соотношение оклада и надбавок изменилось – перевернулось, как песочные часы. Но сотрудники все равно не уверены, что размер оплаты труда поспеет за ростом цен. Думаю, что вопрос о зарплатах работников службы скорой помощи еще не решен окончательно. Молодые специалисты продолжают трудиться на двух, а то и трех работах, изнуряя себя. Отдыхать между вызовами, кстати говоря, врачам приходится в стесненных условиях, не соответствующих современным требованиям. Комната отдыха станции – это тесное помещение. Не знаю, где еще в Петербурге у врачей подобные условия. А ведь нам обещали построить новое типовое здание станции.
– Насколько мне известно, вопрос о строительстве нового здания станции в г. Пушкине уже решается. На последнем отчете перед жителями глава района Николай Бондаренко сказал, что проект прошел экспертизу, и средства на строительство предусмотрены. Так что, возможно, в будущем ваши условия труда улучшатся, а вот нагрузка вряд ли станет меньше. Пушкинский район застраивается колоссальными темпами, растет численность населения. Кроме того сюда приезжают мигранты. Не возникает ли проблем при работе с ними?
– Для меня лично нет различий, мигрант это или нет. Я оказываю помощь, спасаю жизнь. Во всех случаях, независимо от национальности человека, его гражданства, наличия у него страхового полиса, мы оказываем помощь в полном объеме в соответствии с россий-скими стандартами, используя, в том числе, и дорогостоящие современные препараты.
Татьяна ШАПОВАЛОВА
Фото автора