Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Профессия – инженер-механик


Какие это необыкновенные слова: «С днем рождения!». Вроде бы ничего особенного, и слышим их не один раз в году – только в свою честь, а ingeniermehanicмного раз, потому что мы не одиноки, живем в кругу семьи, имеем друзей. И у всех у них тоже есть этот заветный день: особый праздник души, встреч, светлой радости.

У В.А. Коковина, профессора кафедры живучести и устройства корабля, наступил такой юбилейный год! Событие далеко не личное. Жизнь и деятельность Василия Александровича 62 года прочными узами связана с Военно-морским флотом, с судьбой многих из нас, друзей и коллег, с судьбой тех, кто созидал и творил, будь то в науке, образовании или на общественном поприще. Если заглянуть в его прошлую жизнь, сам собой напрашивается вывод: именно неистощимое жизнелюбие, собранность и колоссальная выдержка сделали его тем, кем он стал. Как человек с активной жизненной позицией, с обостренным чувством справедливости, способностью сопереживать он, безусловно, заслуживает глубокого и искреннего уважения всех, кто его знает. Несмотря на зрелый возраст он по-прежнему бодр, весел, работоспособен. Когда видишь его в парадной форме, строгого и подтянутого, то мысли о возрасте не приходят на ум.

Приказом ГК ВМФ РФ № 253 от 15 июля 1996 г. были введены годовые праздники флотов и профессиональные дни по специальности для личного состава ВМФ РФ. Первым в череде профессиональных дней 10 января отмечается День инженера-механика, учрежденный в 1855 г. в связи с образованием корпуса инженеров-механиков Российского флота. Чтобы по достоинству оценить нашего юбиляра, одного из ярких представителей этой флотской специальности, надо непременно вспомнить то, с чего начиналась его любовь к энергетике, к флоту.

БУЛЬВАР КИКВИДЗЕ, ДОМ 1

В 1951 г. после окончания Свердловского электротехнического техникума В.А. Коковин поступает во Второе высшее военно-морское инженерное училище на дизельный факультет, который блестяще заканчивает в 1957 г. Его направляют на дважды Краснознаменный Балтийский флот в бригаду тральщиков, где он принимает дела и выполняет обязанности командира электромеханической боевой части (БЧ-5) тральщика "Т-46". Отсюда и начинается одиссея инженера-механика В.А. Коковина.

Первые корабли, первые командиры и наставники... Сколько их было у молодого офицера, и каждый оставил о себе неизгладимую память, научил премудростям электромеханической специальности, морской выучки и офицер-
ской чести! Он с гордостью вспоминает об офицерах-наставниках, которые служили на кораблях в Великую Отечественную войну и обучали его несению самостоятельной офицерской службы. Это были яркие личности, командиры БЧ-5, дивизионные и флагманские механики. Все доброе, посеянное в молодости, вошло в плоть и кровь будущего адмирала-инженера и дало свои плоды.

За первый, «лейтенантский», период службы инженер-механик В. А. Коковин сменил несколько кораблей различных проектов с разными энергетическими установками, приобрел огромный опыт в эксплуатации как дизельных, так и первых газотурбинных главных энергетических установок, а главное – молодой офицер флота приобрел умение работать, понимать матросов и старшин, что всегда высоко ценилось в воинском коллективе как у начальников, так и у подчиненных.

В ФАРВАТЕРЕ – МИНЫ

Победоносная Великая Отечественная война закончилась в 1945 г., но для экипажей тральщиков она продолжалась. Боевое траление по уничтожению минных заграждений, начатое в 1944 г. и продолжавшееся до полной их ликвидации в 1959 г., явилось заключительным этапом минной войны на морях. Личному составу, служившему на тральщиках, расслабляться не приходилось. Дыхание войны, скрежет минрепов, взрывы мин и пронзительный вой нескончаемых боевых тревог – Василию Александровичу пришлось познать все это сполна. Он участвовал в послевоенном боевом тралении, уничтожении минных заграждений в Азовском море (1953 г.), Баренцевом море (1955 г.) – будучи курсантом, Балтийском море (1957–1959 гг.) – в должности командира тральщика БЧ-5. Это была самая напряженная и тяжелая служба. «Рабочий день» экипажей тральщиков продолжался по 16–18 часов. Колоссальный изматывающий труд, героическая служба, требующая от каждого высокого профессионализма, твердости характера, стойкости, выносливости, бесстрашия!

Впоследствии приказом главнокомандующего ВМФ за заслуги в проведении боевого траления и проявленные при этом мужество и мастерство Василий Александрович был награжден знаком военной доблести «За боевое траление», очень почитаемым во флотской среде.

НА БЕРЕГАХ НИЛА

Начиная с 50-х годов СССР оказывал интернациональную помощь социалистическим и развивающимся странам. Наша промышленность и ВМФ начали передачу на экспорт кораблей отечественной постройки. Сейчас уже не секрет: известны страны и время пребывания в них наших специалистов. Одним из них был и В.А. Коковин, 18 месяцев (с 1962 по 1963 гг.) исполнявший обязанности инженера-механика по отечественным кораблям, переданным Египту. На него возлагалась ответственность за электромеханическую подготовку национальных экипажей, безаварийную эксплуатацию корабельной техники и постоянную высокую боеготовность передаваемых кораблей. Это была непростая и ответственная задача. Хлопот хватало всем, так как "покупатели" были весьма подготовлены, принципиальны, требовательны. Несмотря на объективные трудности Василий Александрович со своими обязанностями справился успешно.

После возвращения из так называемой служебной командировки В. А. Коковин был назначен на должность старшего помощника начальника технического отделения в г. Балтийске. Два года службы в этой должности он вспоминает как очень тяжелые. Здесь требовались колоссальная выдержка, собранность, блестящие организаторские способности и завидное хладнокровие.

НА БЕРЕГАХ НЕВЫ

Василий Александрович никогда не довольствовался достигнутым. Чтобы получить прекрасное военное образование, он поступает в Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова. Три года учебы пролетели быстро и незаметно. В.А. Коковин получил назначение снова в Балтийск, но уже на должность заместителя начальника технического отдела Балтийской военно-морской базы (БВМБ), впоследствии став ее начальником. Это была ответственная и хлопотная должность, особенно в масштабах военно-морской базы, куда входили корабли III и IV рангов с огромным энергетическим заведованием. В этот период соединения БВМБ активно пополнялись кораблями новых проектов. Освоение новой техники и ввод ее в состав сил постоянной готовности всецело лежали на инженерах-механиках технического отдела БВМБ. Заслугой корабельных специалистов БЧ-5 является то, что они своим творческим подходом к эксплуатации кораблей способствовали совершенствованию и скорейшему освоению новой техники.

ГЛАВА ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ФЛОТА

В октябре 1975 г. 42-летний капитан 2-го ранга инженер В.А. Коковин был назначен начальником технического управления Краснознаменного Балтийского флота(ТУ КБФ). Это беспрецедентный факт в истории электромеханической службы ВМФ – назначение капитана 2-го ранга на адмиральскую должность, и в тоже время безоговорочное признание заслуг и высокого профессионализма Василия Александровича. Эта высшая должность на флоте по электромеханической специальности и занимают ее самые достойные из когорты инженеров-механиков. На Балтийском флоте таким оказался В.А. Коковин – этим все сказано, и сомнению не подлежит.

Техническое управление флота на Балтике было центром инженерной мысли, организатором передовых методов содержания и эксплуатации кораблей – задача не из легких. Новая должность требовала больших знаний морской техники, но упорная самостоятельная подготовка, повседневный напряженный труд позволили В.А. Коковину успешно справиться с обязанностями на этом посту. Он постоянно работал над собой все эти долгие годы, был влюблен в морскую стихию, во флотскую жизнь, отдавая ей все силы и свой талант. Ему был свойственен скрупулезный анализ аварий и поломок материальной части, а также справедливость при их разборах. Только после этого им принималось глубоко продуманное решение. Именно благодаря таким качествам характера В.А. Коковину удалось стать настоящим флотским офицером – инженером-механиком, контр-адмиралом. Это высокое воинское звание он получил в 1980 г. При нем шло быстрое обновление флота, нарастала его мощь, возникали новые соединения, осваивалась новая военная техника.

Василий Александрович настойчиво занимался новыми кораблями, особенно их главными энергетическими установками. Благодаря его тщательности, основанной на накопленном опыте, ему удавалось быстро осваивать новую технику. В дальнейшем он передавал свой богатейший опыт при подготовке высококвалифицированных кадров. Он учил их, продвигал по службе, давал возможность проявить себя на самостоятельной работе. Достаточно сказать, что многие из его подчиненных в дальнейшем заняли ответственные должности в центральных органах Генерального штаба МО, Главного штаба ВМФ, в научно-исследовательских институтах, высших ученых заведениях.

У ИСТОКОВ АЛЬМАМАТЕР

В настоящее время Василий Александрович – профессор Военно-морского политехнического института. Его профессиональная подготовка позволяла не только грамотно и методически правильно обучать и воспитывать курсантов, но и заниматься научно-исследовательской работой.Недюжинный талант Василия Александровича не мог быть не замечен командованием, и в 1983 г. он был назначен начальником Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища имени В.И. Ленина. Это назначение обязывало ко многому. Ему было о чем поразмышлять. Должность начальника училища была не из легких: на нем лежал колоссальный груз забот, справляться с ними было тяжело, но тем более отрадно было видеть результаты своей работы.

Под его руководством была выполнена большая и очень важная перестройка учебного и воспитательного процесса. В училище были введены новые учебные планы и программы. Они были ориентированы на подготовку специалистов с углубленной фундаментальной теоретической и практической подготовкой. Много было сделано для переоборудования учебно-материальной базы.

Пишу эту статью, и меня переполняет радость от того, что на протяжении девяти лет продолжалась моя служба с этим мудрым советчиком, в котором умело сочетаются доброта и требовательность, скромность и строгость, ум и благородство. В то время я был его заместителем по вооружению. Василий Александрович на первый взгляд казался слишком уж строгим, чрезмерно требовательным, даже придирчивым. Эти его качества в тот период, конечно же, истолковывались по-разному. Но с каждым днем я все больше понимал, с каким незаурядным военачальником меня свела судьба. Знание дела, огромные организаторские способности, неподдельная забота о подчиненных – все это раскрылось во время работы в училище. Василий Александрович по-настоящему ценил только высокий профессионализм и исполнительность. У него была своя манера изучать людей не по бумагам, а по делам. Он был непримирим к недостаткам. Самокритично анализировал причины неудач, переживал, если его заместители не могли сделать что-то, тактично делал им замечания, советовал, делился опытом.

По долгу службы я был в ответе за учебно-материальную базу. Хотелось, чтобы эта база была не только качественной, но и самой современной, и В.А. Коковин помогал мне в этом. Он, опираясь на свой жизненный опыт, лично разработал научные и научно-методические основы создания и использования в учебном процессе учебно-тренировочных комплексов «Огонек», «Крен», «Вода» и др. для совершенствования практической подготовки курсантов и офицеров. Эти учебно-тренировочные комплексы по своему оснащению и методике обучения и сейчас не имеют аналогов в вузах и используются для подготовки не только курсантов Военно-морского политехнического института, но и для подготовки иностранных военнослужащих, студентов гражданских вузов Санкт-Петербурга.

Василий Александрович постоянно работал над собой. Это позволило ему в 1987 г. успешно защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. 5 ноября 1988 г. ему было присвоено очередное воинское звание вице-адмирала, а в 1992-м – ученое звание профессора.

В ноябре 1992 г. боевая флотская служба ушла в прошлое, В. А. Коковин был уволен в запас. Но с институтом не расстался. В настоящее время Василий Александрович – профессор Военно-морского политехнического института. Его профессиональная подготовка позволяла не только грамотно и методически правильно обучать и воспитывать курсантов, но и заниматься научно-исследовательской работой. В творческом арсенале юбиляра значится около 100 научных и научно-методических трудов. Среди них изданные в последние годы учебники и монографии: «Тактика тушения пожаров и борьбы за непотопляемость надводных кораблей», «Борьба за живучесть кораблей и судов», «Живучесть корабля» и др. Особой гордостью Василия Александровича является монография «Флот на защите Отечества», в которой кратко изложена история создания и развития отечественного Военно-морского флота. В этой книге В. А. Коковин профессионально дал представление о глубоких изменениях, произошедших в стране за годы реформирования вооруженных сил, о научно-техническом прогрессе в судостроении.

На вопрос автора статьи: «Как вы оцениваете сегодняшнее состояние Российского флота?» вице-адмирал говорит: «Не впервые Россия попадает в тяжелое положение, но, как показывает история, всегда достойно выходит из него. Главное – не опускать руки, трудиться. Со временем все нормализуется и станет лучше. Будет и сильный, мощный флот. Нельзя России без флота. Главное, чтобы народ по-прежнему любил свою Родину». Эту любовь В. А. Коковин пронес через всю свою жизнь.

Счастливого плавания вам, Василий Александрович! Дай Бог, чтобы вы еще многие годы воспитывали будущих офицеров флота и давали им путевку в жизнь. Доброго вам здоровья, оптимизма и творческого долголетия!

Николай Гаврищук, Председатель Совета ветеранов ВМПИ,
член-корреспондент ПАНИ, капитан 1-го ранга в отставке

Материал «Царскосельской газеты», 11 – 17 января 2013 года № 48 (10004)