"Царскосельская газета" продолжает знакомить своих читателей с известными художниками, работы которых представлены в музее.
В коллекции собрано более четырех тысяч живописных и графических произведений. В основном это работы представителей "неофициального искусства" – ленинградского и московского авангарда 20–90-х гг. прошлого века.
Татьяна Николаевна Глебова
Татьяна Николаевна Глебова родилась в 1900 г. в Петербурге. Училась в музыкальной школе, поступила в Консерваторию. Познакомилась с музыкантами М.В. Юдиной и И.А. Браудо, ставшими ее друзьями на долгие годы. В 1922 г. ушла из Консерватории и поступила работать художником на Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. Училась в частной студии у А.И. Савинова. В 1925 г. стала ученицей Павла Филонова.
В 1926–1941 гг. Глебова работала согласно аналитическому методу Павла Филонова, не отказываясь при этом от своей индивидуальности. Она считалась с его основными принципами и не отступала от них до конца жизни. В творчестве Татьяны Николаевны доминируют три темы. Первая, поднятая в 1920-е годы, – жанровые сцены: уличные музыканты, несчастные случаи на улице и в быту, похороны ребенка, женские бани, парикмахерские, детские игры, драки и ссоры, убийства, торговля на рынке, инвалиды и другие сюжеты городской жизни. Вторая тема творчества Татьяны Глебовой – это "человек и его будущая измененность". Художница пишет многочисленные портреты, некоторые из них написаны не с внешним, а "с внутренним сходством". Художница также изображает превращения лиц, пишет головы мраморных статуй ("Гатчина"), деревянную скульптуру ("Готические мадонны"), языческих богов ("Оправдание язычества"), лица с раннехристианских мозаик, фаюмские портреты. Третья тема Глебовой определена ею самой как "мистика религии". К ней относятся "иконная бездна" ее работ 1920–1930 х гг. и серьезные религиозно-философские работы последних лет жизни. Художница изображает "бездны, выраженные цветом", "разнопространствия" и "духовную геометрию". В послевоенное время в творчестве Глебовой важное место занимает изображение природы, пейзаж. Она поддерживает идею Филонова об "органической связи", но развивает ее своеобразно.
В 1926 году начала работать в книжной графике, сделав иллюстрации к первой детской книге. Сотрудничала с ленинградскими и московскими издательствами. Многие книги оформила в соавторстве с художницей А.И. Порет.
В 1927–1928 гг. Татьяна Глебова познакомилась с поэтами А.И. Введенским и Д.И. Хармсом. Иллюстрировала стихи Хармса во время их совместной работы в Детгизе, в журналах "Чиж" и "Ёж". Проиллюстрировала книгу Даниила Хармса "Иван Иваныч Самовар", оставшуюся неизданной. Совместно с А.И. Порет оформила четыре детские книги А.И. Введенского. В 1930-е гг. написала живописный портрет Д.И. Хармса.
В 1931 г. фотографом П.П. Моккеевским была снята серия фотографий – "живых картин". "Татьяна Глебова и Алиса Порет снимали что-то вроде кинокартин, немых и неподвижных: выбирали сюжет (кадр из какого-то фильма или композицию какой-либо известной картины или выдумывали постановку "на чистую красоту"), делали условную декорацию, надевали костюмы, гримировались и проводили съемку". В съемках одной из этих серий участвовал Хармс. Фотографии с участием Даниила Хармса выглядят совершенно иначе, чем другие: они составлены по принципу алогизма, совпадают с принципом работы Хармса и могут считаться "образом русского абсурда". Глебова сохраняла дружеские отношения с Введенским и Хармсом вплоть до их ареста в 1941 г.
В 1941 г., после начала войны, осталась в Ленинграде. Вела дневник и ежедневную творческую работу. В декабре 1941 г. похоронила своего отца и своего учителя Павла Филонова, весною 1942 г. потеряла мать. Летом 1942 г. эвакуировалась в Алма-Ату. В эвакуации много работала и участвовала в выставках. Вышла замуж за художника Владимира Стерлигова.
С начала 1960-х годов Татьяна Глебова разделила идею Владимира Стерлигова о "чашно-купольном бытии сознания художника". Художница не увидела в ней противоречия с принципами Павла Филонова, которые считала для себя основными и которыми неуклонно пользовалась всю жизнь. Работая вместе со Стерлиговым, Глебова участвовала в создании и разработке структурно-пластических основ образного языка живописи. Аналитический метод Филонова она соединила с принципами нового прибавочного элемента, напрямую связанного с супрематизмом Казимира Малевича. Это слияние двух, казалось бы, взаимоисключающих учений об искусстве отличает искусство Татьяны Глебовой.
В 1971–1973 гг. Глебова вместе с Владимиром Стерлиговым проводила в своей мастерской "квартирные" выставки. В 1973 г. она овдовела, но продолжала поддерживать эту выставочную деятельность до 1985 г.
Работы, сделанные Глебовой в последние десятилетия жизни, совершенно своеобразны. Этот период художница называет "свободное пользование всем и взгляд в прошлое с объективной оценкой". В ее работах развивается мистически-религиозная тематика, появляется новое состояние "касания Божественного сознания". Разрабатывается символика цвета и форм.
Татьяна Николаевна Глебова умерла 4 марта 1985 г. Похоронена на Ново-Троицком Бабигонском кладбище в Петергофе.
При составлении статьи были использованы материалы интернет-ресурсов www.winzavod.ru и ru.wikipedia.org.
Светлана СУХАНОВА,
методист музея