В Царском Селе до известных событий 1917 года было несколько гимназий, пользовавшихся заслуженным авторитетом. Для местных барышень были открыты двери Царскосельской Мариинской гимназии и Царскосельской гимназии министерства народного просвещения. По существовавшей традиции выпускницы обменивались фотографиями на память о совместно проведенных годах. О двух фотокарточках гимназисток, хранящихся в фондах Музея истории города Павловска, наш рассказ.
Держу в руках старый альбом с фотографиями – летопись жизни не известной мне семьи, несомненно связанной как с Царским Селом, так и с Павловском. Плюшевый покров обложки альбома напоминает знакомые с детства дешевые альбомы советской поры. Но это только первое впечатление. О возрасте «хранителя» семейных воспоминаний говорит латунная застежка изящной формы, золоченый обрез одиннадцати страниц и их толщина, позволяющая удобно разместиться каждой карточке на паспарту в отдельных ячейках. Листая страницы альбома, словно переносишься на сто лет назад. Это не преувеличение, многие фотографии были сделаны в 1910-х годах. Особое внимание привлекли двенадцать портретов, большинство из которых выполнены в одном из фотосалонов Царского Села. На фирменном паспарту, на серой плотной бумаге, надпись: Л. Городецкий. Фотоателье потомственного дворянина Люциана Станиславовича Городецкого было широко известно в городе и располагалось на Московской улице, в доме Китова.
С фотографий смотрят двенадцать молодых девичьих лиц: задорных, сосредоточенных, юных. Почти на всех фотографиях указан год: 1917 или 1918, а иногда 1917/1918. Нетрудно догадаться, что на карточках выпускницы-гимназистки из Царского Села. Позади годы совместной учебы, перед разлукой они дарят друг другу на память свои фотографии. Из посвящений на фотографиях узнаем, что хозяйкой альбома была не известная нам Маруся, ведь именно ей адресованы добрые слова подруг: «Дорогой Марусе», «Милой Марусе», «На добрую память милой Марусе», «На память дорогой милой Мурочке», «Милой славной Марусе». Кто-то из девушек, даря свою карточку, подписала «Мила К.», другая подружка скрылась за кратким «от Шуры». В наше время определить имена и фамилии этих гимназисток совсем непросто, хотя и небезнадежно.
Среди одноклассниц Маруси оказались Женя Капезина и Варвара Попик, фотография первой барышни выполнена у Л. Городецкого в Царском Селе, а второй – в Петрограде у Е. Семененко (фотосалон Е. Семененко располагался на Невском проспекте, № 76, угол Литейного проспекта). На нашу удачу имена девушек известны и только потому, что они проявили «дальновидность», сделав развернутые посвящения. Евгения Капезина на обороте паспарту своей фотографии написала: «На память от Жени Капезиной. 1918», а Варя Попик – «Милая Марусенька! Пусть эта карточка напоминает тебе о той, которая тебя горячо любит. В. Попик. 7/IV – 1918», свое имя – Варя – девушка написала на лицевой стороне фотографии. Когда рассматриваешь фото не известного тебе человека, хочется определить, кем он был. Портреты гимназисток говорят сами за себя, а вот в каких семьях они воспитывались, интересно было узнать. Это удалось сделать: отбирая фотографии, автор публикации учел редкие фамилии девушек в надежде, что двойников у них не окажется. После несложных поисков были добыты самые краткие сведения. Оказалось, что у Жени и Вари отцы служили в царскосельской полиции, а жили девушки в одном и том же доме, на Леонтьевской улице. В результате изысканий выяснилось, что отец Евгении Капезиной – Степан Иванович, коллежский секретарь (10-й класс Табели о рангах), чиновник 1-го полицейского участка. Отец Вари, Степан Никитич Попик, тоже служил в местной полиции, правда, чином был чуть выше коллеги – титулярным советником (9-й класс).
Выпускницами какой из женских гимназий Царского Села могли быть дочери полицейских чиновников – Мариинской или министерства народного просвещения – нам не известно. Помочь разрешить этот вопрос могут одинаковые жетоны, прикрепленные к одежде выпускниц. Известно, что они изготовлялись по оригинальным рисункам и не повторялись для других выпусков, на оборотной стороне указывалась фамилия владельца. Но это все вопросы для дальнейших поисков. Как сложились судьбы подружек «дорогой Маруси» – Евгении и Варвары, нам не известно. Может быть, кто-то знает о дальнейшей их жизни и поделится с нами этими сведениями.
Александр Садиков