В апреле в музей-заповедник "Царское Село" после длительной реставрации вернулся один из экипажей императрицы Екатерины II. Работу над редчайшим экспонатом доверили столичным мастерам реставрационно-исследовательского объединения "Феномен". Экспонат, прежде хранившийся в музейных фондах, посетители увидят впервые. Он демонстрируется в павильоне "Дежурные конюшни" (г. Пушкин, Садовая ул., 8).
Последние сто лет не лучшим образом сказались на состоянии экипажа. Утратив свой блеск и часть деталей отделки, покрытый слоем пыли, этот предмет декоративно-прикладного искусства даже в таком состоянии выделялся среди других карет музейного фонда качеством и изяществом исполнения. Поэтому было принято решение отреставрировать именно его.
Числилась в списках Придворно-конюшенной конторы
В коллекцию музея-заповедника карета поступила из бывшего Придворно-конюшенного музея, чье собрание императорских экипажей расформировали в 1928 году. В его описях карета числилась как экипаж французской работы, приобретенный в 1809 году для императора Александра I. Однако конструкция и декор экипажа больше соответствуют каретам 1760-1780 годов, а при более тщательном осмотре на задних рессорах экипажа обнаружилось клеймо "London".
В "Книге парадных экипажей" за 1821 год указывается, что до 1809 года карета находилась у великого князя Константина Павловича. В описи конюшенного имущества Константина Павловича данная карета именуется "Юсуповской" с пометкой, что в 1796 году она была принята из 1-й части Придворно-конюшенной конторы (городовые императорские экипажи) в 4-ю часть (конюшенное имущество внуков императрицы), а ранее, в 1783 году, была приобретена у князя Николая Борисовича Юсупова.
Эти данные подтверждает рисунок, сохранившийся в фонде Русского музея: на нем изображена данная карета с пометкой "Юсуповская в 4-й части".
Если удастся обнаружить более ранние описи придворных экипажей, то это, возможно, прольет свет на то, использовалась ли карета ранее князем Юсуповым или же он играл роль посредника в приобретении этого экипажа для личного пользования Екатерины II. Князь Юсупов был известен как агент Екатерины II, которому императрица доверяла приобретение произведений искусства за границей.
– К сожалению, мы не знаем точно имени мастера, изготовившего этот экипаж. Кроме клейма "London" на задних рессорах на экипаже больше нет никаких отметок, поясняющих его происхождение. Как сообщили британские коллеги, в XVIII веке маркирование экипажей клеймами мастерских не применялось. А учетные книги, которые велись гильдией каретных мастеров, погибли при бомбежке Лондона во время Второй мировой войны, – говорит хранитель фонда карет ГМЗ "Царское Село" Ирина Бредихина.
Карета была неоднократной участницей пышных церемоний русского Императорского двора. В учетных книгах того времени не ставились отметки о церемониях, в которых принимал участие тот или иной экипаж, зато сохранились записи о датах и характере ремонтов кареты перед торжественными событиями. Так, "поновление" происходило в 1796 году (под руководством известного каретного мастера Иоганна Конрада Букендаля). В 1797-м была заменена внутренняя обивка экипажа. В 1801 году карету ремонтировал мастер Христиан Тацки, а в 1826-м ею занимались мастера Придворно-конюшенного ведомства.
– На основании записей учетных книг можно сделать вывод, что в 1796 году экипаж подготавливался к свадьбе великого князя Константина Павловича, отмечавшейся с большой пышностью, и, вероятно, был тем самым парадным свадебным экипажем, который провез молодоженов от Зимнего к Мраморному дворцу, – объясняет Ирина Бредихина. – Следующие даты ремонтов соответствуют датам торжеств по случаю коронования императоров Павла I, Александра I и Николая I. Возможно, об экипаже не случайно вспомнили и в 1809 году – именно тогда состоялась свадьба сестры императора Александра I великой княжны Екатерины Павловны с герцогом Ольденбургским.
"Роллс-ройс" времен Екатерины
Реставрация кареты длилась полтора года. Министерство культуры выделило на эти мероприятия 18 млн. рублей.
– Эта работа была для нас необыкновенно интересна. Дерево, металл, кожа, бархат, шелк, позолота – материалы, которые были использованы при изготовлении кареты. Поэтому для ее реставрации необходимо было собрать коллектив специалистов, которые смогли бы проникнуть в секреты мастерства и разработать методики восстановления и сохранения разнообразных материалов, из которых карета была изготовлена. В процессе работ, например, было решено сохранить старую обивку сидений, но покрыть ее при этом прозрачной тканью. Это позволило затонировать изрядно износившийся бархат, выровнять его цвет и сохранить историческую ткань, – рассказала генеральный директор компании "Феномен" художник-реставратор высшей категории Наталья Синицына.
Сотрудник "Феномена" Александр Козьмин вот уже 30 лет занимается реставрацией карет. Этот экипаж десятый на его счету.
– Что касается сложности проделанной работы, то здесь отмечу: кто не видел карету до реставрации, вряд ли сможет представить, что это было, – говорит мастер. – Совместно с музеем-заповедником была выстроена концепция реставрации. Это был научный подход, тактичный, позволяющий максимально все сохранить.
Показательна история со снятием старого лака. Как рассказал А. Козьмин, каретных дел мастера, несмотря на то что экипажи использовались достаточно активно, покрывали кузов тончайшим слоем сусального золота. И вот, чтобы не повредить позолоту, приходилось старый лак снимать вручную при помощи скальпеля.
– Мы презентуем элегантный экипаж, предмет декоративно-прикладного искусства. По комфортности это "роллс-ройс" времен Екатерины, – считает реставратор. – У кареты есть даже механизм подъема и опускания стекол и шторок. Среди версий происхождения экипажа (по технике изготовления и резьбе) есть предположение, что его сделали в Петербурге. Здесь виден почерк мастера Иоганна Конрада Букендаля. Он родился в Германии, учился во Франции, работал в Петербурге, где и получил мировую известность. Созданные им экипажи обладают самой совершенной конструкцией. Работы мастера хранятся в Оружейной палате, Эрмитаже и Царском Селе.
Подготовила Лариса КРЫМОВА по материалам ГМЗ "Царское Село"
На фото: десятая карета реставратора Александра Козьмина; хранитель фонда карет Ирина Бредихина демонстрирует новый бархат, покрывающий место кучера, и историческую подкладку; Внутреннее убранство царской кареты.
Фото автора