Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

ГМЗ "Павловск" / Возвращение шедевров

30 октября руководство музея-заповедника "Павловск" организовало для журналистов пресс-тур, посвященный двум важным событиям – открытию после реставрации павильона "Пиль-башня" и возвращению во фрейлинскую комнату картины "Молодая девушка перед зеркалом" немецкой художницы Анны-Доротеи Тербуш-Лисиевской.

Автором проекта одного из самых романтических сооружений Павловского парка, расположенных в долине реки Славянка, считается итальянский архитектор Винченцо Бренна. Павильон "Пиль-башня" был построен в 1795–1797 годах. Башня имеет вид вытянутого цилиндра, стены которого сложены из кирпича. Они покрыты штукатуркой, по которой идет роспись фресковой живописью. Роспись создает вид разрушенной каменной кладки. Живописную отделку фасада выполнил Пьетро Гонзаго. Прежде на месте башни находилась "пильная мельница" – лесопилка. Существует предположение, что от нее и пошло название сооружения.

Пиль-башня уникальна. За внешней открытой бедностью скрыто роскошное внутреннее убранство. Это павильон-обманка. В башне два этажа. На первом располагалось служебное помещение, на втором – комната, которую хозяйка Павловского дворца императрица Мария Федоровна использовала для уединенного отдыха или укрывалась в ней во время непогоды.

В башне размещалась небольшая библиотека, три кожаных дивана и мраморный камин. Мария Федоровна любила здесь читать, а также делала дневниковые записи. На столике хранился ее портфель и четвертушки нарезанной бумаги, которые она заполняла мелким бисерным почерком.

Внешний вид Пиль-башни существенно изменил архитектор Андрей Воронихин в 1807 г. По его проекту разобрали ветхие строения и мельницу, построили каменный мост с металлической решеткой. Плотина превратилась в каскад. Была перестроена лестница, ведущая на второй этаж. Она сохранилась до наших дней.

В годы оккупации в Пиль-башне квартировало подразделение испанской Голубой дивизии, что привело к большим утратам внутреннего убранства. После освобождения Павловска в башне отсутствовали окна и двери, от камина остались кусочки, исчез живописный плафон. Сильно пострадали настенная живопись и лепное убранство.

Как рассказала журналистам архитектор отдела реставрации и капитального ремонта объектов культурного наследия ГМЗ "Павловск" Людмила Лапко, комплексную реставрацию проводили в начале 70-х годов. Были усилены кирпичные стены, заменены все перекрытия. Основой для воссоздания интерьеров башни стали работы художников бригады Анатолия Трескина. Однако из-за многочисленных актов вандализма павильон был закрыт, воссозданная мебель: полукруглые диванчики, столики, настенные бра – вывезена и хранилась в фондах дворца.

С момента советской реставрации прошло 48 лет, винтовая лестница отошла от башни, намокли стены. По словам директора музея-заповедника Веры Дементьевой, состояние Пиль-башни, из-за долгого отсутствия к ней внимания, было критическим.

На нынешнюю реставрацию башни потребовалось десять месяцев. Восстановлена живопись плафона и десюдепорта – копия с оригиналов работы Франсуа Буше, находящихся в Эрмитаже, камин, зеркало. Реставраторы буквально из кусочков собирали камин. Потребуется еще время и согласования с КГИОП (необходима вырубка самосева) для реставрации участка парка, где расположена колонна "Конец света". Вид на нее и еще один романтический уголок парка, открывающийся из окна Пиль-башни, был задуман архитектором как природная картина.

На пресс-конференции Вера Дементьева рассказала журналистам, что великолепная башня всегда привлекала внимание поэтов, художников и режиссеров. Так, в советско-американском фильме "Синяя птица", снимавшемся в 70-х годах, можно увидеть и отреставрированную Пиль-башню, и то, как по аллеям парка шли три великие актрисы прошлого столетия – Эва Гарднер, Элизабет Тейлор и Джейн Фонда.

Нынешнюю реставрацию Пиль-башни осуществила подрядная организация "Возрождение Санкт-Петербурга". Для посетителей павильон станет доступным с открытием в музее-заповеднике летнего сезона 2015 года.

Картина с историей, или История с картиной

Далее Вера Дементьева представила журналистам картину кисти немецкой художницы Тербуш-Лисиевской "Молодая девушка перед зеркалом", приобретенную музеем у частного лица в России в рамках программы "Возвращение в Павловск", разработанной в музее-заповеднике. Изначально картина называлась "Молодая девушка, рассматривающая в зеркало свои увеличенные прелести".

В 1768 году это полотно для Императорского Эрмитажа у художницы купил русский посол в Париже Д.А. Голицын через посредство Дени Дидро. В 1799 г. по решению Павла I картина была передана в Павловский дворец для украшения комнат в крепости Бип, и с XIX века находилась во Фрейлинской комнате Павловского дворца. В 1928 году картина была передана для экспорта в объединение "Антиквариат", и на следующий год продана на аукционе в Берлине за 3000 немецких марок.

– Картину мы не искали, она нас нашла, – сказала на пресс-конференции директор музея-заповедника. – Дорогостоящую покупку нам помог совершить банк "ВТБ". Картина не раз пересекала границы многих государств и может украсить интерьер любой гостиной. Достойная живопись плюс еще такой шлейф историй, закрученных вокруг личности художницы!

Анна Доротея родилась в столице Пруссии, в семье художника-портретиста, была седьмым ребенком в семье. С детства отличалась выдающимися способностями к образованию. В 1742 году она вышла замуж за Эрнста Тербуша, владельца гостиницы и ресторана, родила семерых детей, занималась семьей. Несмотря на трудности, выкраивала время для рисования, порой рисовала по ночам. В 1761 году художница, ей было по тем временам немало лет – 44 года, бросает семью и детей, уезжает в Штутгарт, где работает при дворе герцога Вюртембергского. За короткий срок она написала 18 портретов! Затем переезжает в Париж учиться живописи. Она очаровывает немало выдающихся личностей той эпохи, включая Вольтера и Дидро, Фридриха Великого и Карла Лейхтенбергского, является членом многих европейских художественных академий. Отношения художницы и философа Денни Дидро вдохновили кинорежиссера Габриэля Агийона на создание фильма "Распутник" с участием в главной роли знаменитой Фани Ардан.

Следует также отметить, что немецкая художница Анна-Доротея Тербуш-Лисиевская создала около 200 картин, есть они и в Государственном Эрмитаже. Судьба многих из них неизвестна. Картина "Молодая девушка перед зеркалом" после презентации была в тот же день возвращена на свое историческое место в Павловском дворце.

Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото автора