Герой войны 1812 года Иван Карлович Арнольди (1780 – 1860)
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. С. Пушкин
В 2012 г. Россия отмечает великую дату – 200-летие Отечественной войны 1812 г. Изгнание гения военного искусства Наполеона Бонапарта является подвигом русского народа. Немало людей обрело героическую славу в те времена. Подвиг каждого должен жить в сердцах потомков. Но и сегодня, несмотря на юбилейные торжества, многие герои по-прежнему преданы забвению. Один из таких людей – Иван Карлович Арнольди, герой Отечественной войны, генерал от артиллерии. Он похоронен в городе Пушкине на Казанском кладбище, поэтому у меня возник особый интерес к его личности. Вместе с сотрудниками Историко-литературного музея мы побывали на Казанском кладбище, чтобы обследовать могилу И. К. Арнольди.
Ознакомившись с планом кладбища, мы через некоторое время нашли могилу И. К. Арнольди. Нас ожидало ужасное зрелище: могила человека, не раз рисковавшего своей жизнью ради народа и Отечества, находилась в запустении. Она не имела ограды, у креста с именем Арнольди лежал крупный, обросший мхом камень. Могила была засыпана мокрыми листьями. Мы начали расчищать ее и обнаружили под слоем листвы беспорядочно лежащие, крошащиеся куски бетона. Продолжив очистку, нашли могильную плиту.
Вопрос о дате рождения И. К. Арнольди волновал меня еще со времени знакомства с его биографией, так как в разных источниках были указаны различные даты. Так, например, в Военной энциклопедии И. Д. Сытина написано, что Арнольди родился в 1782 году, а в Русском биографическом словаре под наблюдением А. А. Половцова указан 1783 год. Поэтому важно было рассмотреть надписи на могильном камне, чтобы удостовериться в правильности или ошибочности этих дат. Продолжив расчистку плиты, мы обнаружили надпись, которая все объяснила: «Здесь покоится прах сенатора генерала от артиллерии Ивана Карловича Арнольди. Родившегося 27 декабря 1780 года. Скончавшегося 11 октября 1860 года». Над плитой возвышался бетонный крест с металлической табличкой на современном русском языке.
При дальнейшем обследовании захоронения мы обнаружили также, что на кресте, расположенном слева от креста И. К. Арнольди, была табличка с именами Александра Ивановича и Льва Александровича Арнольди. О последнем в доступных мне источниках никакой информации не было, поэтому появилось предположение, что Л. А. Арнольди не кто иной, как сын А. И. Арнольди и внук Ивана Карловича. Справедливость предположения доказывает тот факт, что А. И. Арнольди и Л. А. Арнольди похоронены в одной могиле и под одним крестом. Также на табличке были обнаружены даты жизни Л. А. Арнольди: родился в 1867 году, скончался в 1909 году.
Очевидно, кресты над могилами меняли в советское время – надписи на табличках, прибитых к крестам, были на современном русском языке. Значит, об Арнольди вспоминали в XX веке! Так почему же сейчас, когда Россия отмечает 200-летний юбилей Отечественной войны 1812 года, могила героя находится в запустении, неужели так трудно привести ее в порядок? Озадаченный этим вопросом, я решил подробно изучить биографию И. К. Арнольди, чтобы иметь более полное представление о заслугах и подвигах этого человека.
Иван Карлович Арнольди происходил из дворян Курляндской губернии, родился 27 декабря 1780 года. В 1799 году был выпущен подпоручиком из Артиллерийского инженерного кадетского корпуса. После выпуска он был определен в полевой артиллерийский батальон, квартировавший в Санкт-Петербурге. В 1806 году зачислен в 5-ю артиллерийскую бригаду с назначением адъютантом к генерал-майору графу А. И. Кутайсову.
В военных действиях Арнольди отличился уже в кампанию 1805 года. В кровопролитной битве при Прейсиш-Эйлау (7 – 8 февраля 1807 года) обратил на себя внимание невероятной храбростью. За это сражение он был награжден золотым знаком на Георгиевской ленте. В том же году был в сражениях при Ломитене, Гейльсберге и Фридланде. За последнее сражение награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость». В 1809 году участвовал в походе в Австрию, но в сражениях участия не принимал. В том же году поступил в распоряжение инспектора артиллерии барона Меллер-Закомельского и занимался формированием новых артиллерийских частей, проявляя выдающиеся организаторские способности.
В 1812 году Арнольди был переведен в 1-ю артиллерийскую бригаду, с назначением командиром 13-й конной роты, состоявшей в армии адмирала П. В. Чичагова. Особо с этой ротой он отличился в боях 14 и 16 ноября на реке Березине. Для наблюдения Березинского побережья от Стахова до Зембина был составлен особый отряд. В него входили два егерских полка, Павлоградский гусарский полк, эскадрон Волынских улан, два казачьих полка и 13-я конная рота Арнольди. Остатки армии Наполеона сосредоточились у Студянки и решили проложить себе дорогу через полузамерзшую реку. Первый удар французов обрушился на слабый отряд Корнилова. В местечке Брили, на болотистом лесистом правом берегу Березины, напротив Студянки, по обеим сторонам небольшой площадки, Арнольди с трудом удалось разместить четыре конных орудия, однако их снаряды не достигали левого берега. Тем временем на левобрежных высотах французы выставили батарею из 40 крупнокалиберных орудий. Их залпы буквально засыпали ядрами роту Арнольди. Капитан сражался на берегах Березины трое суток, потеряв более половины людей и лошадей. По запискам самого Арнольди, «13-я рота отбила эту адскую пытку в шесть смен, т. е. каждые два орудия действовали не долее получаса, оканчивая обыкновенно полным истреблением себя». В Стаховском бою 16 ноября прибывшие к нему на помощь три другие роты были уничтожены полностью.
Арнольди принимал участие в «битве народов» под Лейпцигом, в которой совершил ряд выдающихся подвигов. Будучи около полудня 6 октября 1813 года ранен пулей в икру левой ноги, он не покинул поле сражения для перевязки и с пулей в ноге продолжал командовать. Потом из селения Редниц гнал неприятеля до самого Лейпцига, вблизи которого у Арнольди оторвало раненую ногу, но он еще четверть часа просидел на лошади, а затем сполз с нее и командовал лежа у левофлангового орудия. Император Александр I, узнав о подвиге Арнольди, прислал своего лейб-медика. Ногу пришлось отнять до половины бедра, но это не вывело Арнольди из строя, в котором он прослужил еще свыше 40 лет, причем, не имея ноги, скакал на коне. За отличие в этой битве Иван Карлович в тот же день был произведен в полковники, а шведский кронпринц возложил на него на месте сражения военный орден Меча. По выздоровлении Арнольди находился в составе армии, двинутой для действий против Наполеона за границу.
В 1820 году он был назначен командиром лейб-гвардии конной артиллерии с производством в генерал-майоры. Участвовал в Русско-турецкой войне 1828 – 1829 гг. В 1834 году был переведен на должность начальника конно-артиллерийского резерва. Высоко ценя боевые подвиги И. К. Арнольди, император Николай I пожаловал его чином генерала от артиллерии и в 1852 году назначил сенатором.
Арнольди был дружен с главноуправляющим Царского Села генералом Я. В. Захаржевским. Однажды Николай I встретил Арнольди на Исаакиевской площади и, подойдя к нему, сказал: «А я издали принял тебя за Захаржевского». – «Между нами большая разница, ваше величество», – отвечал Арнольди. – «Да, ты выше». – «He то, ваше величество». – «А, знаю, у тебя нет левой, а у Захаржевского правой ноги». – «Никак нет, ваше величество». – «Так какая же между вами еще разница?» – «Я полевой, – отвечал Арнольди, – а он оранжерейный!» Император был весьма доволен этой шуткой и впредь уже не смешивал Арнольди с Захаржевским.
Иван Карлович Арнольди был женат трижды. В первый брак он вступил около 1804 года. В этом браке родились дочь Екатерина и сын Иван, вероятно, умерший молодым.
Второй брак в 1816 году он заключил с сестрой декабриста Н. И. Лорера Надеждой Ивановной Лорер. От второго брака Иван Карлович оставил двух сыновей: Александра, который пошел по стопам отца и дослужился до генеральского чина, и Льва, избравшего карьеру чиновника Министерства внутренних дел, а также дочь О. И. Арнольди (Оболенскую) и падчерицу А. О. Россет-Смирнову. Брат второй жены И. К. Арнольди, декабрист Н. И. Лорер, в своих мемуарах пишет: «Арнольди был из числа тех людей, которые, сознавая свое превосходство пред другими, во всю свою жизнь не могут никому подчиниться. Язык его был резок; он ставил правду выше всего и удачно уничтожал мелкое ничтожество».
Третий раз Арнольди женился в 1827 году на дочери французского купца Софии Карловне Погибель. От этого брака появилась дочь Софья (Ухтомская).
В Военной энциклопедии И. Д. Сытина генералу дана следующая характеристика: «Арнольди представлял собой своеобразный тип. Большой поклонник дисциплины, он наводил на солдат страх, хотя заботился об их пище и одежде. К поставщикам армии, если они воровали, он был беспощаден, приказывая даже бить их палками. Проворовавшегося солдата секли безжалостно. Вместе с тем он был известен своим жестоким и вспыльчивым нравом, причем не считался ни с кем».
Скончался Иван Карлович Арнольди
11 октября 1860 года в Санкт-Петербурге Иван Карлович похоронен в Царском Селе на Казанском кладбище. В семейной усыпальнице с ним покоятся его жена С. К. Арнольди, сын Александр, его жена Ю. Я. Арнольди и их сын Лев.
Изучив биографию И. К. Арнольди, понимаешь, какой великий человек похоронен на Казанском кладбище, похоронен в городе, многие жители которого даже не знают о его подвиге, не знают о его верном и преданном служении Родине. Сегодня люди отдаются своим увлечениям, проводят часы в социальных сетях, а герой, когда-то рисковавший жизнью ради них, лежит совсем недалеко. Горожане не знают, что могила его не ухожена, а те, кто знает, почему-то не принимают соответствующих мер. Время проходит, поколения меняются, а он лежит в нашей царскосельской земле, к сожалению, забытый теми, ради кого когда-то шел на смерть.
Артемий Скворцов, учащийся 9-го класса гимназии № 406
Материал «Царскосельской газеты», 20 сентября – 26 сентября 2012 года № 32 (9991)