Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

В Розовом павильоне открыта выставка "Матильда. В блеске Императорского двора"

До 29 июня в Розовом павильоне музея-заповедника "Павловск" действует выставка "Матильда. В блеске Императорского двора". В перерыве между съемками фильма "Матильда" его реквизит лег в основу этой выставки.

Лента "Матильда" – о знаменитой русской балерине Кшесинской и о ее взаимоотношениях с наследником русского престола великим князем Николаем Александровичем – охватывает период с 1894-го по 1896 год, до коронации Николая II. Режиссер картины – заслуженный деятель искусств РФ, народный артист России, художественный руководитель студии "Рок" Алексей Учитель. Сценарий написал Александр Терехов, обладатель премий "Большая книга" и "Национальный бестселлер".

Матильда. В блеске Императорского двора. Костюм Желтой Жемчужины

Почти месяц длились в Розовом павильоне съемки. И теперь, входя сюда, мы словно попадаем на съемочную площадку. На фоне зеркал, оставшихся от сцены "Репетиционный зал", представлен 31 парадный костюм из другого эпизода фильма – коронация Николая II. Надо сказать, что коронацию тщательно избегали снимать до этого из-за необычайной сложности задачи. Но Алексей Учитель решительно включил ее в сценарий фильма. Для съемок церемонии были выстроены грандиозные декорации на Северном заводе, и все 300 статистов этой сцены были одеты художницей по костюмам Надеждой Васильевой.

На коронации как на самом торжественном и ответственном акте Императорского двора было предписано выходить в парадных русских костюмах. Парадный русский костюм стал входить в дворцовый этикет, по словам Натальи Вершининой, хранителя фонда тканей ГМЗ "Павловск", еще при императрице Екатерине II. А в 1834 году, при Николае I, парадный русский костюм был регламентирован. Предписывалось все: длина шлейфа, цвет. Даже вышивки на костюмах высших чиновников и те говорили об их чинах. Правила не касались только членов императорской семьи – для них платья создавались по индивидуальным заказам, но опять же в русском стиле. Парад-ное платье должно было состоять из трех частей: лифа, юбки и шлейфа. Этим и воспользовалась Надежда Васильева, создав фантазийную вышивку на камзолах, мундирах и платьях. Так как они создавались для фильма, учитывалось, прежде всего, как это будет выглядеть в кадре с определенным освещением. Главное – они должны были передавать пышность и блеск последнего царствования Дома Романовых. Они их и передали. В этом может убедиться каждый, кто побывает на выставке. Каждое парад-ное платье по-своему прекрасно. Для фильма было изготовлено более 5000 костюмов и различных предметов туалета.

Как говорит Рифат Гафифуллин, заместитель директора по науке ГМЗ "Павловск", театральные художники и Императорский двор в то время часто сотрудничали. Именно театральные художники создавали костюмы для самых торжественных случаев. В частности, многие эскизы парадных и балетных костюмов выполнил тогдашний директор Императорских театров Иван Всеволожский. Его в фильме играет Евгений Миронов.

В ротонде Розового павильона представлены балетные костюмы героини, играющей Матильду Кшесинскую. Кстати, по условиям контракта, фамилия этой актрисы будет озвучена лишь на премьерном показе фильма. Это костюмы из двух балетов "Жемчужина" и "Пробуждение Флоры". Во "Флоре" Кшесинская блистала на сцене летнего лагеря в Красном Селе. А с "Жемчужиной" – балетом, входящим в коронационные торжества, получилось сложнее. Вначале Матильда не должна была участвовать в спектакле, чтобы не смущать императрицу Александру Федоровну. Но не в характере Матильды была покорность. Она прибегла к заступничеству великого князя Владимира Александровича и его сыновей. В результате сам Николай II распорядился дать ей роль. Для нее в спектакль была специально введена Желтая Жемчужина. Для этого композитору Дриго пришлось дописывать музыку, а Петипа поставил для Кшесинской па-де-де.

Рифат Гафифуллин и Наталья Вершинина предлагают помимо выставки "Матильда" посетить и "Музей костюма" в Павловском дворце, чтобы сравнить аутентичные костюмы с их оригиналами, что будет вполне логично.

Марина Орлова
Фото автора