Лазарет доктора Ульриха
2 сентября в 15 часов в Музее истории города Павловска (Песчаный переулок, 11/16) состоится презентация книги Александра Садикова «Павловск: повседневная жизнь города в 1911 году».
Спустя считанные дни с начала Первой мировой войны (28 июля 1914 г.) в Павловске, как и в других местах Царскосельского уезда, начали открываться лазареты для раненых, доставляемых с полей боев.
Первыми в Павловске в 1914 году были организованы лазареты, обеспеченные профессиональными медицинскими кадрами: 18 августа при земской больнице на Царскославянском шоссе, возглавляемой врачом В. М. Шелоумовым, 28 августа при придворном Мариинском госпитале на Садовой улице, во главе которого стоял врач В. А. Буш. В этот же день, 28 августа, великая княгиня Елизавета Маврикиевна открыла лазарет под своим попечительством на углу Правленской улицы и Медвежьего переулка, в доме, принадлежавшем лютеранско-евангелическому приходу церкви св. Фридерики – Доротеи города Павловска. Созданные лазареты пользовались покровительством официальных властей и августейших хозяев города. Но не только власть предержащие откликнулись на текущие события, не оставались в стороне от постигших Россию тяжелых испытаний и рядовые жители Павловска.
3 сентября 1914 года был открыт первый лазарет, организованный по инициативе павловчан. На столь ответственный шаг и такой благородный поступок решились три горожанки: Л. Х. Кирпичева, П. И. Ульрих и А. К. Соколова. Ими двигало желание собственным трудом и материальной помощью включиться в повседневную работу на благо «ближнего своего». Обеспечить лазарет добровольными сиделками не представляло труда: многие городские дамы и барышни с жаром откликнулись на такой призыв. Однако без квалифицированного медицинского персонала не было возможности открыть лазарет. Но кто ищет, тот всегда найдет. Супруг Пелагеи Ильиничны Ульрих Франц Францевич согласился безвозмездно взять на себя обязанности врача. И это было для семидесятилетнего доктора медицины – хирурга по специальности, осознанным решением. Его ближайшей помощницей стала фельдшерица и массажистка Е. И. Ларионова. Над решением вопроса о месте размещения лазарета дамам-основательницам не пришлось долго ломать голову. Как только жители Павловска узнали о такой проблеме, сразу же нашелся человек, готовый предложить свою помощь. Благодаря любезной отзывчивости М. М. Рубахиной было найдено необходимое помещение. Оборудование лазарета осуществили в несколько дней, почти без затрат – все для хозяйственного обихода было предоставлено Л. Х. Кирпичевой.
Раненые в лазарет стали поступать преимущественно от коллег из земской больницы. Это были, как правило, нижние чины с тяжелыми травмами, требовавшими сложной хирургической помощи. На первых порах лазарет смог принять только шестерых раненых, расположив их на первом этаже двухэтажного дома на углу Лебединой улицы и Безымянного переулка, принадлежащего М. М. Рубахиной. Спустя два месяца с разрешения хозяйки дома был занят и второй этаж, число кроватей увеличилось в два раза – до двенадцати. По названному адресу «Лазарет № 5 города Павловска доктора Ф. Ф. Ульриха» провел все зиму 1914/1915 года. Увеличение числа мест для раненых нижних чинов стало возможным благодаря усилиям основательниц лазарета, благотворителей и жертвователей, пожелавших иметь свои именные кровати.
Увеличение числа кроватей в лазарете до четырнадцати привело к необходимости подыскать более просторное помещение. На наем новой квартиры от Царскосельского отделения Красного Креста было получено 500 рублей, и состоялся переезд в дом Н. И. Фасанова на Конюшенную улицу, 22. По традиции освятили новое помещение лазарета. На этом торжественном событии присутствовала великая княгиня Елизавета Маврикиевна, уделявшая особое внимание всем милосердным делам, совершаемым в Павловске. Кроме нее также были приглашены председательница Павловского Комитета для оказания помощи призванным запасным ратникам Н. И. Новосильцева, многочисленные благотворители и жертвователи. Устроительницы лазарета могли гордиться плодами своих усилий: лазарет № 5 единственный в городе не получал ассигнований ни от военного ведомства, ни от Красного Креста на содержание и лечение раненых, кроме пособия на квартиру, а находился полностью на довольствии горожан.
Летом 1915 года усердно посещали раненых и участвовали в перевязках многие жительницы Павловска. Особо часто оказывала помощь медицинскому персоналу сестра милосердия Георгиевской общины Д. М. Рыкачева – дочь полного генерала, академика директора Николаевской Главной физической обсерватории М. А. Рыкачева. Постоянный штат лазарета состоял из врача Ф. Ф. Ульриха, лечившего своих подопечных абсолютно бескорыстно, фельдшерицы Е. И. Ларионовой, которая получила высочайшую награду – серебряную медаль на Станиславской ленте. Остальной персонал лазарета: надзирательница, кухарка и прачка – был наемным. В помощь медикам исполком Царскосельского района Красного Креста прикомандировал к лазарету санитара Абросимова, трудившегося все время бесплатно.
За первый год своего существования лазарет № 5 вернул в строй 117 раненых нижних чинов, которые провели на излечении в общей сложности 4452 дня. Скорейшему выздоровлению ратников способствовали не только квалифицированная медицинская помощь, но и самоотверженное отношение всех служащих лазарета. Качественное и разнообразное питание сыграло не последнюю роль в укреплении здоровья защитников Родины. Учредители лазарета не забывали и о быте своих подопечных: для них была создана небольшая библиотечка из книг русских авторов, выписывались газеты «Петроградская правда» и «Вечернее время». Многие из раненых занимались чтением, а некоторых персонал лазарета обучал грамоте. Для отвлечения пациентов от грустных мыслей о доме и создания у них мотивации к выздоровлению по решению Павловского Комитета для оказания помощи раненым лазарету для временного пользования была предоставлена чулочно-вязальная машина, работе на которой обучали всех желавших. Руководить начинанием изъявила согласие Е. И. Екимова, предварительно изучившая это дело.
Для пополнения материальных средств учредители лазарета привлекали к благородному делу помощи новых людей, и сами не сидели сложа руки. Всего за первые полгода существования лазарета было собрано 2028 рублей. Денежные поступления и их расход строго контролировались ревизионной комиссией, действовавшей при лазарете. Открытость и гласность в финансовой отчетности – залог не только правильного расходования материальных средств, но и лучшая агитация по привлечению новых благотворителей и жертвователей.
Заботилась администрация лазарета и о дальнейшей судьбе своих подопечных. После выписки каждый из них получал по две пары белья, две пары портянок (зимой белье и портянки были из теплой ткани) в специальном мешке. Кто-то из раненых после вылечивания возвращался в свое боевое подразделение, а кто-то отправлялся на родину. Находились и те, кто спустя некоторое время писал письма учредительнице лазарета Прасковье Ильиничне Ульрих.
Александр Садиков
Материал «Царскосельской газеты», 30 августа – 5 сентября 2012 года № 32 (9988)