Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

О судьбах деревянных домов / Огнем по культурному наследию

В ночь с 1 на 2 июня погорел очередной объект культурного наследия, старинный деревянный дом № 6 по Павловскому шоссе. Дом построен в 1874 г. и значится по имени своей владелицы как дача жены действительного статского советника М. Р. Ростовцевой. Он совсем немного не дожил до своего 150-летия.

Огнем по культурному наследию 

Находился дом в глубине прекрасного зеленого сада, примы-кающего к Отдельному парку. В прошлом году он был расселен и заброшен, представляя какой-то интерес лишь для бомжей. А между тем, у здания была очень интересная история. Здесь с 1919 г. находилась первая в нашем городе музыкальная школа И.А. Гляссера (с 1925 г. Детскосельская имени И.Г. Гляссера музыкальная школа I и II ступени). Школа славилась первоклассной системой обучения, там брал, в частности, уроки юный Д.Д. Шостакович.

Событие печальное, но не случайное, такова судьба уже не одного нежилого деревянного дома в г. Пушкине. Деревянные памятники культурного наследия в городе можно уже сосчитать по пальцам. Среди них осталось еще несколько несгоревших, но которых, видимо, ждет та же участь. Вот уже несколько лет дотлевают остатки пожарища на месте дома № 16 по Московскому шоссе – дома Кемпера, последнего оставшегося от немецкой Фридентальской колонии. Был подожжен один из двух деревянных домов на Московской ул. (усадьба Баутлера), после чего они были лишены статуса объекта культурного наследия и снесены.

Вместе с тем, жизнь этих домов можно и должно продлить еще не на один век. И примеры тому есть в нашем городе. Взялись, наконец, и серьезно за дом Каннобио (Леонтьевская ул., 18). Относительно благоприятно складывается, очевидно, судьба дома Монигетти по Октябрьскому бульвару, 53, которому уже полтора века. На нем возведена новая кровля, лишенный пока дощатой обшивки, он обнаруживает в прекрасном состоянии бревенчатую кладку, которой еще долго не будет сноса, если дом заново приведут в порядок. Воссоздан спаленный дом № 30 по Павловскому шоссе. Это пример новодела, но в принципе можно воскрешать исторические дома и таким образом.

Так или иначе, но положение с некоторыми старыми домами в городе нельзя признать нормальным. На фоне большого нового строительства вкрапления домов бедственного, заброшенного вида выглядят просто пятнами городского позора. К их числу относятся теперь и отдельные каменные здания, например, красный кирпичный дом на углу Госпитальной ул. и Московского пер. (бывшая библиотека им. Мамина-Сибиряка) и строение рядом, уже многие годы находящееся в разрухе. Упование на неких богатых дядей-инвесторов не всегда оправдано и не во всем дает желаемый результат. Надо и государству, и общественности города ощущать себя его хозяевами, и не только мысленно, но и действенно. А для этого надо его любить и болеть за него душой, ибо страшнее всего казенное равнодушие.

Эрнст ТРУСКИНОВ