1. Мария Леппенен
В предвоенные годы в Ленинградской области компактно проживало финноязычное население – ингерманландские финны, которые по своей численности превышали все иные сельские этнические группы области за исключением русских.
Ингерманландские финны – в основном крестьяне – трудолюбивый мирный народ, который умеет уживаться с любыми соседями. Ныне их здесь насчитывается едва ли 17 тысяч человек, что объясняется проводившейся в советский период национальной политикой, выразившейся в массовых депортациях ингерманландских финнов, в разгроме их национальной культуры, в запрещении пользоваться родным языком как средством обучения. Некогда единый этнос оказался раздробленным на многочисленные диаспоры, разбросанные на огромных просторах России и зарубежья.
Только в 1993 г. был принят акт о реабилитации российских финнов, практическая реализация которого связана прежде всего с созданием реальных условий для национального возрождения ингерманландцев и их возвращения в родные места.
Мой рассказ о замечательной женщине Марии Матвеевне Суни-Митрофановой, урожденной Леппенен, и о людях, которые шли по жизни рядом с ней. Она, как центр галактики, притягивала к себе интересных, талантливых людей. Жизнь нашей героини тесно связана с поселком Тярлево, жители которого по праву могут гордиться своей землячкой.
Мария Матвеевна одна из первых финских женщин получила высшее образование. Переводчик, библиограф, театральный критик, экскурсовод, писательница. Прожила она долгую жизнь – 91 год, это почти век. Поэтому история жизни этой женщины вылилась в вековую историю ингерманландского края и населявших его финнов.
В семействе Леппененов 29 марта 1909 г. родилась дочь Машенька. Белокурый пухлый ангелочек смотрел на мир внимательно. «Вырастет умной», так и решили родители. Семья проживала в Тярлево на Музыкальной улице, но Машенька родилась в недавно отстроенном деревянном двухэтажном доме. Ее отец, тоже уроженец Тярлево, за хорошую работу получил участок на Новой улице и построил там дом, который существует и поныне. Тярлево считалось поселком, так как у жителей не было больших земельных наделов, способных прокормить семью, а лишь приусадебные участки. Жители зарабатывали себе на хлеб на дворцовых работах. Еще в 1796 г. императором Павлом I Тярлево было приписано к великокняжеской усадьбе. Матвей Адамович тоже работал при дворце. Работы хватало всем. Например, зимой тярлевцы чистили пруды в парке. Вырезали куски льда, продавали их для ледников (холодильников в то время не было), ил шел как удобрение на огород, излишки продавались. Каждую зиму очищали по озеру. За это еще платили.
Отец вернулся с Первой мировой войны без ног и в 1922 г. умер от гангрены.
Мать Маши, Екатерина Андреевна Капанен, родилась в деревне Капоси (сейчас Корделево) на реке Ижоре. Надо заметить, что семейный союз был на редкость удачен. Властную инициативную Екатерину Андреевну дополнял спокойный, исполнительный и трудолюбивый Матвей Адамович.
Совсем еще маленькой девочкой Маша часто видела, как по Большой улице проезжал император Николай II со свитой, угощая детей сладостями. Точно так же давным-давно его прабабушка, супруга Павла I Мария Федоровна, выходя в парк гулять, брала с собой конфеты и немного денег, которые она раздавала детям.
В Тярлево на Музыкальной улице находилась начальная школа. Продолжила учение Маша уже в Царском Селе в школе у Орловских ворот. Сидела за одной партой со своей подругой Тойни Лукконен. Эта школьная дружба продлится всю жизнь.
Училась Маша хорошо, много читала – обнаружились ее пытливый ум и жажда знаний. Позже Маша окончит курсы библиотечных работников.
Перед красавцем Вальтером из Дудергофа трудно было устоять, он был не просто музыкантом, он был еще и артистом в первом в истории финноязычном театре. Роли пока были небольшие, расцвет таланта был впереди, точно так же, как и у ее подруги Лизы Томберг.
Голубоглазая белокурая фея Машенька тоже была объектом пристального внимания Вальтера. Они поженились в 1931 г. В 1932 г. у них появился на свет сынишка Лео. Мария устроилась работать в библиотеку Финансового института в Ленинграде. В институте перед Новым годом для детей сотрудников устраивались елки. Маленький Лео запомнил эти яркие праздники на всю жизнь.
Муж Вальтер с 1940 г. переехал работать в Петрозаводский финский театр, а вслед за ним перед самой войной в 1941 г. последним поездом вместе с сыном поехала его жена Мария. Часть финского театра эвакуировали в Омскую область. Всю войну Мария Матвеевна проработала в нем.
После войны она уезжает с сыном в Таллин, где устраивается на работу в республиканскую библиотеку, живет у своей подруги детства красавицы Тойни, которая вышла замуж за эстонца Ивана Густавовича Кэбина. Он был первым секретарем ЦК компартии Эстонии. Пережил «трех царей» – Сталина, Хрущева, Брежнева. Как положено – особняк, черная «Волга», охрана. В трудные периоды жизни Мария Матвеевна и ее родственники находили пристанище и помощь в этом доме.
К сожалению, богемная театральная жизнь Вальтера не могла не сказаться на отношениях супругов. Они разводятся. В 1954 г. Мария Матвеевна выходит замуж за министра сельского хозяйства Татарии Александра Митрофанова. Брак оказался недолгим, он продлился всего два года. Мужу предстояла операция аппендицита, и недоброжелатели постарались, чтобы он из больницы живым не вышел.
Как мы понимаем, в Таллин Мария Матвеевна поехала не по своей воле, она ведь была ингерманландка. И только когда она была замужем за Митрофановым, получила право жить в Петрозаводске и в Ленинграде благодаря высокому положению мужа.
В Петрозаводске Мария Матвеевна работает в Министерстве просвещения редактором в издательстве, заканчивает высшую партийную школу. К этому времени ею окончен ГИТИС и написана книга об актрисе Е. Томберг. В 1974 г. Мария Матвеевна вновь выходит замуж. Ее мужем становится Адольф Витальевич Колосенок. (Адольф Витальевич был до этого сослан в Белгород, который находился недалеко от Воронежа. Работал там художником-оформителем в Сельскохозяйственном университете и заведовал музеем вуза. В 1964 г., когда Хрущева отстранили от руководства, Адольф Витальевич вернулся в Тярлево. Он жил по другую сторону Гуммолосаровского ручья напротив дома Марии Матвеевны).
В 1974 г. Мария Матвеевна вместе с мужем Адольфом Колосенком переезжает в Ленинград. Это была пора различных международных фестивалей, нужны были переводчики с финского, вот тут-то и пригодилось знание языка. Позднее Мария Матвеевна окончит курсы экскурсоводов по Ленинграду и его окрестностям, и это будет ее работой. Также она сопровождала небольшие группы на Черноморское побережье Кавказа.
Как правило, долгожители – всегда оптимисты, именно такой и была Мария Матвеевна. Она любила рассказывать веселые истории, никогда не жаловалась, не унывала. Жила так: что Бог ни даст – все благо. Естественно, она верила в Бога и была прихожанкой лютеранской церкви на Невском проспекте. Пастор этой церкви был на юбилее Марии Матвеевны. Она была статной женщиной с пушистым венчиком светлых волос вокруг лица. Лицо всегда освещала очаровательная улыбка, которая не перестала лучиться и в более зрелом возрасте. Энергия била через край, свободного времени не было, она постоянно что-то изучала, познавала. Любила музыку, театр, стихи и весь мир, который ее окружал. Была своеобразным центром общения, поддерживала дружеские связи, ни о ком не забывала.
В отличие от своей младшей сестры Елизаветы не любила заниматься домашними делами и поэтому всю домашнюю работу старалась совершенствовать, придумыватъ какие-то приспособления. Позже, обобщив накопленное, выпустила книгу для домохозяек.
Умерла Мария Матвеевна в Ленинграде в своей квартире на Московском проспекте в 2000 г., похоронена в Петрозаводске.
В общем, судьба Марию хранила, и на ее долю выпали по сравнению с ее земляками не такие уж страшные испытания. Муж, сын, мать с сестрой остались живы. Позже тоже складывалось все не так плохо, был дом, была работа, долгая активная жизнь.
Однажды в Тярлево поднялся сильный ветер, Мария Матвеевна вышла за чем-то во двор, и тут сломалась береза и упала на землю в двух шагах от нее. Этот случай символичен: в жизни Марии Матвеевны было много бурь и ветров, но роковое дерево судьбы всегда падало рядом с ней, а не на нее.
Ольга ГОНЧАРОВА,
секретарь «Общества любителей Павловска»
Очень жаль, что в последнее время стали исчезать деревянные дома в г. Пушкине. Так, сгорел двухэтажный дом по адресу: Церковная улица, 7. Расскажите, пожалуйста, об этом доме, и предполагается ли его восстановление?
С уважением, Н.С. ВАСИЛЬЕВ