Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Музыкальному вокзалу – 175 лет. Память места

Память места. Музыкальному вокзалу  175 летИстория Павловского музыкального вокзала связана с появлением первой железной дороги Петербург – Царское Село – Павловск.

Автор проекта железной дороги предприимчивый инженер Франц Антон фон Герстнер в прошении императору Николаю I писал, что для привлечения публики к поездке по железной дороге целесообразно на конечной остановке устроить гостиницу «для отдохновения и развлечения». 22 мая 1838 г. впервые здание Павловского музыкального вокзала распахнуло двери. Это случилось через восем месяцев после официального открытия дороги, произошедшего 30 октября 1837 г.

Деревянное здание Павловского вокзала было выстроено на каменном фундаменте по проекту русского архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Именно его проект был окончательно выбран правлением первой железной дороги, по согласованию с великим князем Михаилом Павловичем – ведь часть дороги пролегла по его владению. Интересный факт: земля, по которой прошел железнодорожный путь по Павловскому парку, не продавалась правлению, а им арендовалась, причем за внушительную сумму. Таким образом, изначально железная дорога в Павловске должна была принести существенные выгоды бюджету самого Павловска. Она и принесла. В то же время, стальная дорога пронзила парковый район Большой Звезды, созданный Камероном, значительно его обезобразив.

Память места. Закладной камень на месте вокзалаДалеко не сразу концерты в Павловском музыкальном вокзале стали такими, о которых впоследствии говорили, как о концертах первой филармонии в России. Вначале публику, жующую и пьющую за столами, развлекали легкой музыкой, песнями цыган. Первый шаг к более серьезным концертам сделал знаменитый Иоганн Штраус-сын, триумфально дирижировавший павловским оркестром 11 летних сезонов. В 1860-х годах вокзал значительно перестроили, создав концертный зал на 4000 мест, что по нынешним меркам сопоставимо с многотысячным стадионом. И здесь развернулось в полной мере дарование таких талантливых дирижеров, как Войцех Главач, Николай Владимирович Галкин. Таким образом, Павловский музыкальный вокзал превратился к концу XIX века в первую филармонию в России, где исполнялась серьезная симфоническая музыка.

Павловск стал модным местом, и уже в бытность великого князя Михаила Павловича он все больше застраивается.

Прокладываются дороги, появляются новые кварталы, лавочки, магазины, строятся добротные двухэтажные дома. В разное время в Павловске живут люди, оставившие значительный след в российской культуре. Поистине железная дорога дала импульс для развития этого пригорода.

Послереволюционный период музыкальной жизни знаменует собой постепенный спад интереса к серьезной симфонической музыке, исполняемой в музыкальном вокзале. Это не значит, что там не выступают такие знаменитости, как, например, Любовь Орлова. Но почетное звание летней филармонии уже безвозвратно потеряно.

Во время Отечественной войны здание вокзала было утрачено. Причем, непонятно, то ли оно сгорело, то ли было разобрано оккупантами на блиндажи. Так, в недавно вышедшей книге «Воспоминания о старом Павловске» в рассказе Аси Розенфельд говорится, что здание Павловск-1 (Павловского музыкального вокзала) сгорело еще в сентябре 1941 г. от немецкой бомбежки до занятия Слуцка немцами. После войны несколько раз поднимался вопрос о воссоздании утраченного здания Павловского музыкального вокзала, но без создания железнодорожного пути. Так, И. Скопич в газете «Вперед» от 7 июля 
1983 г. писала, что в 1978 г. архитекторы проектного института «Гипротеатр» выполнили предпроектные исследования и сделали заключение об использовании здания музыкального вокзала. Там, в центральном корпусе предлагалось разместить зал на 300 мест, фойе и выставочный зал, столовую или ресторан на 100 мест, библиотеку и игровые автоматы.

Память места. От вокзала остался этот фонтанКогда директором ГМЗ «Павловск» был Николай Третьяков, активно предпринимались шаги по воссозданию утраченного павильона. Был создан Фонд поддержки и развития ГМЗ «Павловск». Неоднократно в это время проводился фестиваль прессы, главной задачей которого, по словам президента Ассоциации издателей Санкт-Петербурга и Северо-Запада Александра Евсеева, стало возрождение Павловского музыкального вокзала. В Павловском дворце в марте 2011 г. была представлена интерактивная стереоконструкция в формате 3D Павловского музыкального вокзала, выполненная лабораторией виртуальной реальности кафедры «Компьютерные технологии в машиностроении» Политехнического университета. Наконец, научным советом РАН по комплексной проблеме «Электрофизика, электроэнергетика и электротехника» совместно с ОАО «Национальные скоростные дороги» и фондом «Павловский музыкальный вокзал» был задуман проект «Царскосельская дорога с поездами на магнитном подвесе и Павловский музыкальный вокзал». В это же время помимо музея-заповедника идейным вдохновителем возвращения утраченного объекта стала покойная Елена Юрченко, председатель Общества любителей Павловска. Именно по ее инициативе произошла установка закладного камня на месте здания Павловского музыкального вокзала.

В настоящее время о возрождении Павловского музыкального вокзала пока ничего не слышно. Правда, с год назад, когда по инициативе руководства музея состоялся объезд парковых павильонов журналистами, речь шла о том, что на их реставрацию необходимо 600–800 миллионов рублей. С момента же комплексной реставрации самого Павловского дворца прошло уже более 40 лет, и его нтерьеры, в свою очередь, требуют к себе пристального внимания. Понятно, что здесь не до воссоздания Павловского музыкального вокзала, поддержать хотя бы то, что уже есть в наличии. В то же время с появлением отреставрированного Концертного зала в самом дворце так ли уж необходим Павловский музыкальный вокзал? В любом случае, пока ведутся разговоры среди общественности нужно ли восстанавливать или нет здание Павловского музыкального вокзала, о необходимости сохранения памяти этого места спорить не приходится. Его нужно сохранить.

Марина ОРЛОВА
Фото автора

Памяти места посвящено мероприятие, которое пройдет 25 мая в 12.00 в детской библиотеке г. Павловска, приуроченное к 175-летнему юбилею Павловского музыкального вокзала. Будет продемонстрирован фильм Татьяны Никитиной с одноименным названием. После окончания мероприятия в библиотеке желающие проследуют к месту закладного камня Павловского музыкального вокзала, где будет рассказано о его истории.