Архитектура Царского Села – это то, чем неизменно восхищаются все гости города. Основная черта архитектуры Царского Села – эклектичность и разнообразие. Где еще можно встретить церковь в стиле древнерусского зодчества, античные статуи и роскошные барочные дворцы?
Архитектура Царского Села вобрала в себя лучшее из мировой градостроительной практики. Здесь можно встретить творения знаменитых архитекторов: Кваренги, Растрелли, Бланка, Земцова и многих других.
Условно архитектуру Царского Села можно разделить по времени правления императоров, каждый из которых стремился украсить загородную резиденцию на свой вкус.Одно из старейших зданий в Царском Селе – Знаменская церковь, единственная уцелевшая постройка архитектора Бланка. Первоначально на этом месте была построена деревянная Успенская церковь, в 1717 году ее сменила каменная Благовещенская, которая не успела простоять и десяти лет, сгорев от удара молнии.
Императрица Елизавета не посчитала это плохим знаком и велела построить новую церковь в честь Знамения Божией Матери. Новой церкви суждено было пережить и революцию, и Великую Отечественную войну. Сегодня это одно из немногих зданий петровского барокко, в котором удачно соединяются голландские, итальянские и немецкие традиции.
Самый значительный след в архитектуре Царского Села оставило русское барокко. Ослепительная красота Екатерининского дворца, над которым потрудилась плеяда лучших архитекторов своего времени, стала подлинным символом Царского Села.
Строительство дворца было начато Земцовым в 1743 году, после его смерти там работал Квасов, затем Чевакинский. Но завершающий этап возведения здания и основные лавры создателя одной из самых блестящих резиденций достались Растрелли.
Екатерининский дворец – лучшая иллюстрация блистательного женского века на российском престоле, только здесь, в тени амуров и изысканной лепнины, могли плестись нити дворцовых интриг и шуршать пышные кринолины.
Но времена меняются, и уже в 1780-х годах неподалеку от дворца вырастает Камеронова галерея – первая ласточка классицизма, который стремительно охватил Европу.
Воздух просвещения и вольнодумные сочинения французских философов навеяли античные аллюзии, монументальность форм и лаконичность отделки. Детище архитектора Камерона было словно глоток свежего воздуха среди заставленных мебелью барочных дворцов – недаром Екатерина II полюбила прогулки в Камероновой галерее, которые давали ей возможность отдохнуть и предаться размышлениям.
XIX век оставил сравнительно мало следов в архитектуре Царского Села. Одно из самых интересных зданий того времени – Екатерининский собор, разрушенный и недавно восстановленный по чертежам того времени. Екатерининский собор был построен архитектором Тонном в 1835-1840 годах и ознаменовал переход к русско-византийскому стилю, модному в середине века.
На закате империи архитектура Царского Села обогатилась двумя диаметрально противоположными стилями – неорусским и северным модерном.Первый ярко представлен Федоровским городком, который стал данью философским и культурным исканиям того времени. Федоровский городок был построен в начале XX века в неорусском стиле. Комплекс построек, разросшийся вокруг церкви, должен был символизировать единство поколений и возродить интерес к традиционному русскому зодчеству.
Примерно в то же время в Царском Селе был построен особняк Стеткевича, один из ярчайших образцов популярного в столице северного модерна. Угловые башни, свободная планировка, рельефная металлическая кровля – все это было предвестником новых времен в истории города.






