История строительства галереи
Галерея получила название по имени своего архитектора Чарльза Камерона. Расположена она на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. Идея строительсва камероновой галереи принадлежит Екатерине II. Строительство галереи началось в 1784 году и закончилось в марте 1787 года. Камеронова галерея –это место, с которого открывался вид не только на Царское Село, но и на мир вообще, это место обозначало точку зрения, возвышенную над бытовой жизнью.
Первый этаж своей тяжеловесностью и мрачным серым цветом как будто изорванного ветрами прошлых веков пудостского камня резко контрастирует со светлым вторым этажом, украшенным нарядной и легкой колоннадой, воплощающим идеал античности. Пудостский камень добывался вблизи Петербурга в селе Пудость.
Камеронова галерея задумывалась императрицей Екатериной Великой для прогулок и философских бесед. Сюда она приводила важных иностранных гостей или гуляла в одиночестве среди бюстов великих персон прошедших веков. Екатерина Великая высшей ценностью считала высокий, ясный разум, которым может обладать только просвещенный правитель.
Снаружи в галерею можно попасть по лестнице, архитектурное решение которой было разработано Чарльзом Камероном. Лестницу украшают статуи Флоры и Геркулеса. Из Камероновой галереи открывается красивый вид на парковый ансамбль. Сегодня первый этаж галереи используется для временных экспозиций.
Коллекция галереи
Коллекция скульптур в галерее посвящена тем лицам мировой истории, судьбы и труды которых повлияли на формирование характера Екатерины Великой и становление ее личности. Тут установлены бюсты великих философов, полководцев, покоряющих народы, античных правителей, писателей, которых она почитала. Установка бюстов была произведена в 1780—1790 годах. Выполнены они были в литейной мастерской Санкт-Петербургской Академии художеств.
Одним из первых был установлен бюст Сенеки – древнеримского философа, утверждавшего, что при справедливом правителе монархия может быть залогом благоденствия государства. Благодаря тому что бюсты великих представителей древности находились в этой галерее, атмосфера ее пропитывалась духом их дней.
События и люди ушедших лет оживали, и посетитель мог насладиться торжеством древности. Камеронова галерея воссоздавала образ античности. Но она становилась выше времени, когда соединяла в себе прошлое и настоящее, так как там были установлены и бюсты современников, например М. В. Ломоносова и британского оратора Фокса.
Редакция сайта Пушкин.спб.ру