Император Николай II испытывал настоящую любовь к автомобилям и тратил огромные средства на императорский автопарк. В 1905 году были приобретены первые машины французской марки «Делоне-Бельвиль», а к 1914 году в императорском гараже стояло уже около полусотни автомобилей, которые обслуживали 80 шоферов.
Немного из истории первых автомобилей в России
Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания появился в России в 1891 году — машину французской марки «Панар-Левассор» привез издатель и редактор «Одесского листка» Василий Навроцкий. В 1907 году на 1-й международной автомобильной выставке петербургский завод «Лесснер» представил четыре автомобиля собственного производства. В 1986 году в Петербурге был построен первый российский автомобиль. Двухместный экипаж изготовила известная петербургская фирма «Фрезе и Ко», а двигатель к нему – Санкт-Петербургский завод газовых и керосиновых двигателей Е. Яковлева. Автомобиль был представлен на Нижегородской выставке. Эти автомобили по большей части сохраняли концепцию «Мерседесов», но, возможно, все узлы и агрегаты были изготовлены в России. На этой выставке фирма «Лесснер» получила Большую золотую медаль «За установление автомобильного производства в России».
Первое здание Императорского гаража
Первое здание Императорского гаража было возведено в 1906 году поблизости от Александровского дворца – резиденции государя. Это было двухэтажное здание в стиле английского коттеджа. На нижнем этаже стояли автомобили и находились мастерские, а на втором жили служащие гаража. Но даже с появлением школы императора долгое время возил князь Орлов. Позже личным водителем Николая II стал француз Адольф Кегресс, водитель с самыми безупречными рекомендациями. Шоферы в то время выполняли три функции: водителя, механика и телохранителя.
К концу 1906 года в Императорском гараже стояло уже 7 легковых автомобилей: три поражающих роскошью «Делоне-Бельвиль» и четыре быстроходных и надежных «Мерседеса», а также омнибус фирмы «Бенц». Собственностью императорской семьи был только один «Делоне-Бельвиль», остальные стояли на балансе государственной казны и обслуживали царскую свиту. С 1906 года в здании Императорского гаража начинает работать первая в России автошкола — «Императорская школа шоферов»
Второе здание Императорского гаража
В 1908 году архитектором В. Липским было возведено еще одно двухэтажное здание общей площадью 367,6 кв. м. в стиле модерн. Здание было предназначено для гаража-резиденции Адольфа Кегресса, который, помимо того что возил императора, занимал должность начальника технической службы. Барельеф над центральным окном второго здания Императорского гаража изображает первые в России автогонки, проводившиеся в те годы в Царском Селе.
Третье здание Императорского гаража
Поскольку императорский автопарк стремительно расширялся, в 1913 году было возведено третье здания гаража, так называемый Белый гараж, предназначенный для хранения императорских автомобилей. Проект здания в неоклассическом стиле площадью 2212,5 кв. м выполнил архитектор А. Миняев. Постройка представляет собой единый зал-манеж, вмещающий до 40 автомобилей. Гараж-хранилище был оснащен наилучшим образом. В нем были автоматические ворота, автомойка и другое всевозможное гаражное оборудование. К этому времени Императорский гараж пополнился разнообразными марками автомобилей. Николай II сохранял верность первой полюбившейся марке и продолжал ездить на «Делоне-Бельвиль».
Современное время
Все три здания сохранились до нашего времени в первозданном виде. После Великой Отечественной войны их занял Аграрный университет. Сейчас там расположены кафедры охраны труда, сельскохозяйственных машин и военная кафедра. Царскосельский автомобильно-спортивный клуб совместно с Аграрным университетом разработал проект воссоздания Императорского гаража. Здесь планируется открыть школу высшего водительского мастерства и современный автосервис.
Редакция сайта Пушкин.спб.ру