14 лет назад в Пушкине открылась первая частая художественная студия, где детей и взрослых учат профессионально рисовать. Руководит студией художница Нина Мухина (8-921-442-01-31), мама четверых детей. Художественную студию вполне можно назвать ее пятым ребенком – столько души, знаний, энергии и любви ежедневно отдает Нина Альбертовна своим ученикам. Пушкинская художница признается, что для нее важно не только научить своих учеников магии линии и цвета, но и воспитать из них культурных и образованных личностей. «Я рада, что мои ученики поступают в художественные вузы». Так, на занятиях в студии ученики рисуют под классическую музыку, следят за осанкой и даже читают стихи своего сочинения. Корреспондент Пушкин.спб.ру посетила уникальную студию и пообщалась с ее руководителем.
— Нина Альбертовна, как была создана ваша студия?
— Студия открывалась в помощь детям, которые собирались поступать в художественные вузы. Важно, чтобы ребенок туда пришел уже подготовленным. Зная программу вузов, я стараюсь заниматься с ними так, чтобы на первом, втором и третьем курсах они чувствовали себя уверенно. И мне очень приятно, что многие мои ученики уверенно поступали и в Академию художеств и в Академию им. Мухиной, где учились на «хорошо» и «отлично». В нашей студии нет «натаскивания», я учу ребят мыслить и получать радость от процесса работы, который не менее важен, чем результат.
— Насколько мне известно, у вас нестандартный подход к обучению живописи. Так, вы используете музыку и литературу на своих уроках.
— На мой взгляд, музыка и поэзия помогают видеть и чувствовать, что очень важно для художника. Да, я постоянно читаю ученикам, когда они сидят за холстом. Например, сказки Павла Бажова, стихи поэтов Серебряного века и даже Ветхий завет. Прослушивание же классической музыки привносит гармонию в наши занятия, помогает отвлечься от суеты и ежедневных проблем. Но только стенами студии наше знакомство с искусством не ограничено. Мы бываем в Эрмитаже, Русском музее. Вместе смотрим фильмы, посвященные истории искусств. У нас в студии, видимо, создалась такая теплая атмосфера, что многие дети открывают свою душу, делятся сокровенным. Для меня это очень ценно.
— При этом у вас есть и определенные пожелания к ученикам – так, вы советуете не разговаривать им во время работы над холстом, а также следите за их осанкой. Неужели это важно для художника?
— Да, я прошу не разговаривать во время создания картины – таким образом я учу ребят общаться со своей работой, чувствовать ее. Если разговаривать, можно пропустить таинство рождения чуда на холсте. И не скрою, в моих уроках присутствует воспитательный момент – я прошу ребят обращать внимание на то, как они сидят, как они говорят. Я никому не разрешаю сидеть сгорбившись. У нас с каждым ребенком работа ведется индивидуально. И взрослые уходят из студии со счастливыми глазами.
— А вот интересно, что приводит взрослых, уже состоявшихся, сформировавшихся людей, на ваши уроки?
— Люди ищут в живописи счастья и гармонии с собой и миром. Не все из нас довольствуются машиной или путешествиями. Для кого-то важно раскрыть свою душу, открыть в себе новые грани. Ко мне приходят люди самых разных профессий – и бухгалтеры, и музыканты, которые никогда не брали кисть в руку. Они начинают рисовать и удивляются сами себе. Для меня такой результат – тоже рождение чуда.
— Нина Альбертовна, сейчас очень популярно такое направление, как арт-терапия, лечение искусством. Может ли, на ваш взгляд, живопись вылечить от депрессии и болезней?
— Конечно, может. Живопись, так же как и музыка, способна лечить душу. Меня поразили слова одной из моих учениц, которая сказала, что живопись делает ее счастливой. И я вижу это по ее глазам. Хотя у нее в жизни достаточно проблем. Другая ученица, по ее словам, благодаря живописи научилась видеть жизнь в иных красках. Я думаю, что это искусство помогает погрузиться в свою душу, помогает понять себя. А вообще, очень важно, чтобы было не скучно жить. Открывать в себе новое, продолжать чему-то учиться. Помогите ребенку раскрыть творческий потенциал.
— Нина Альбертовна, как разглядеть в ребенке способности к рисованию?
— Чтобы поставить «диагноз» своему ребенку, надо для начала предложить ему бумагу, фломастеры или краски и просто с ним порисовать, ничему не обучая. Если его этот процесс увлекает – значит, это ему близко. Очень важно быть внимательным к своему ребенку, приобщать его к созиданию, как это делают родители моих учеников.
— Но ведь маленькие дети не могут долго предаваться одному делу, даже если оно им очень нравится. Как тогда понять, что ребенок одарен?
— Даже если ваш ребенок будет рисовать всего одну минуту и самые простые линии, вы все поймете по его лицу. Если на личике отражается восторг и удивление, значит, занятие это ему очень нравится.
— Но бывает, что родители предпочитают дать ребенку больше материальных ценностей, пропадая на работе. Или просто не замечают в нем творческой искорки. Тогда это может стать трагедией.
— В каждом человеке есть некоторая потребность творить. Открыть и развить способности каждого человека, тем самым сформировать личность, обогатить ее, приблизить к искусству – задача опытного учителя, наставника. Потому что неразвитые способности оставляют у человека чувство неудовлетворенности на всю жизнь.
Беседовала Екатерина Краева, сайт Пушкин.спб.ру