Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Янтарная комната: главному бренду Царского Села исполнилось 10 лет

Немного истории

В 1717 году Петр I получил от прусского короля знаменательный подарок – Янтарный кабинет, самое большое в мире произведение из янтаря. Вплоть до начала правления Елизаветы Петровны кабинет этот был частью Зимнего дворца. Уже по приказу дочери Петра «диковинку» перевезли в летнюю резиденцию, Царское Село. Именно там Янтарный кабинет обзавелся флорентийскими мозаиками из разноцветных камней. Свой окончательный вид Янтарная комната обрела благодаря Екатерине II, которая вложила в ее оформление просто огромные средства. Все деревянные панели были заменены на янтарные, специально для комнаты был изготовлен янтарный столик-консоль, а над одной из дверей появилась декоративная панель из янтаря.

С 1771 года Янтарная комната принимала в своих стенах гостей: здесь встречали послов, близких друзей императорской семьи, устраивали концерты и торжественные приемы. Уже тогда стало понятно, что янтарь, материал органический, требует особой щепетильности в обращении. Все время активного использования Янтарной комнаты за ней присматривали мастера, которые периодически ремонтировали и очищали драгоценные панно.

Янтарная комната в Пушкине К моменту начала Великой Отечественной войны Янтарная комната требовала капитальной реставрации, и эвакуировать ее не удалось. В результате солдаты армии третьего рейха, тщательно упаковав снятые со стен янтарные панели, переправили их в Кенигсберг и в 1941 году вмонтировали в стены Кенигсбергского замка. Наступление советских войск в 1944 году заставило нацистов снова снять янтарные панели со стен и вывезти их из зоны боевых действий. До сих пор судьба оригинальной Янтарной комнаты неизвестна. Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село», рассказывает, что практически каждую неделю в дирекцию музея поступают письма о возможном местонахождении Янтарной комнаты. Загадка пропавшего сокровища до сих пор будоражит воображение многих.

Дерзкий эксперимент?

В июне этого года Янтарная комната готовится к приему 10-миллионного посетителя.Решение воссоздавать Янтарную комнату не далось специалистам без боя. Учитывая даже тот факт, что судьба всего Екатерининского дворца оказалась в этом смысле не самой простой. Реставрационные работы начались в нем много позже, чем в других пригородах Петербурга, и даже на сегодняшний день, как сказала Ольга Таратынова, «только 33 из 55 интерьеров дворца восстановлено». Споры вокруг проекта по реконструкции Янтарной комнаты были масштабные и заинтересовали не только специалистов. Дело в том, что свидетельств, как выглядел оригинал, осталось немного – несколько черно-белых фотографий, по которым, разумеется, невозможно определить цвет материалов и мельчайшие элементы декора. Но принятый во всем мире принцип консервации культурных памятников все же оказался неподходящим для России – слишком много было разрушено и не подлежало никакому восстановлению.

Пресс-конференция

Янтарная комната стала одним из проектов, последовавших другой дорогой – научной реконструкции. Десяток лет велись научные работы, собирались мемуары и описания Янтарной комнаты, проводились анализы несколько сохранившихся фрагментов. Затем – годы кропотливой работы Царскосельской янтарной мастерской. Борис Игдалов, директор мастерской, говорит о пройденном пути так: «Главное, мы сохранили культуру, сохранили умение». За время работы над Янтарной комнатой были воссозданы забытые когда-то технологии обработки янтаря, сложилась целая школа профессиональных мастеров.

Янтарная комната сегодня

С момента окончания реконструкции Янтарной комнаты прошло уже 10 лет. По словам Ольги Таратыновой, директора ГМЗ «Царское Село», за это время она успела стать основным «брендом» музея, ежегодно привлекающим невероятное количество туристов. Только за прошлый год взглянуть на Янтарную комнату приехало больше 2 миллионов человек. Растущая популярность этого интерьера ставит все новые задачи для музейных хранителей и реставраторов.

Янтарная комната в Пушкине Лариса Бардовская, главный хранитель музея, очень ярко подметила, что «мы с вами сегодня ядовиты». Янтарь, живой органический материал, чутко реагирует на все изменения среды, и дыхание миллионов восторженных посетителей уже успело осесть на драгоценных панелях комнаты. Вопрос, насколько янтарь сможет выдержать 21 век со всеми его перегрузками, стал для сотрудников музея нешуточным. Сегодня за Янтарной комнатой постоянно следит специалист реставрационной мастерской, который старается минимизировать вред, наносимый интерьеру огромным количеством гостей. И все же один из самых дерзких реставрационных экспериментов последних десятилетий, без сомнения, можно считать успешным. Янтарная комната по-прежнему привлекает туристов, и в этом году ждет уже 10-миллионного, юбилейного посетителя, для которого у музея приготовлена масса сюрпризов. Для самих же сотрудников янтарный интерьер стал сильным стимулом и вдохновением для реализации множества других проектов в ГМЗ «Царское Село».

Пресс конференция

Агатовые комнаты

Агатовые комнаты будут открыты для посещения в конце сентября этого года.Один из таких проектов – пока еще малоизвестные Агатовые комнаты, 7 помещений на втором этаже небольшого павильона рядом с Камероновой галереей Екатерининского дворца. Свое название эти комнаты получили отнюдь не по тому же принципу, что Янтарная. Несколько из них отделаны не агатом, а... яшмой, причем семи разных видов. Ключик к разгадке этой путаницы оказался довольно прост. Российская геология 18-го столетия едва ли была такой развитой, как сегодня, и специальных названий у многих камней просто не было. Один из видов яшмы, использованных в оформлении комнат Екатерины, внешне очень похож на мясо – красный, с белыми прожилками. Отсюда и родилось его «простонародное» название – мясной агат. Так комнаты стали Агатовыми.

Агатовые комнаты были созданы по специальному заказу Екатерины II и служили для нее местом для чтения, работы, организации приемов для самых близких, немногочисленных гостей. Что примечательно – это единственные интерьеры Екатерининского дворца, которые выжили в Великой Отечественной войне и дошли до нас практически в своем первозданном виде. Живопись, позолота, бронза и уникальные наборные полы авторской работы сохранились с незначительными повреждениями. По словам Бориса Игдалова, директора Царскосельской янтарной мастерской, именно это везение долго было и несчастливой картой Агатовых комнат. Восстановительные работы начались с совершенно разрушенных помещений, а эти, казалось, и трогать не стоило.

Пресс конференция

Однако после реконструкции Янтарной комнаты и ее оглушительного успеха у туристов, проект Агатовых комнат все же получил зеленый свет. Не вызвал он особо громких споров и ажиотажа лишь по одной причине – на этот раз реставраторы двинулись по пути консервации, традиционному для всего западного сообщества. Интерьеры Агатовых комнат практически не содержат никаких добавлений: в них максимально сохранено оригинальное оформление. Уже этой осенью состоится торжественное открытие отреставрированных интерьеров Агатовых комнат для посетителей.

Музей Ратного дела

1 августа 2014 года в музейном комплексе «Царское Село» откроется Ратная палата – музей, посвященный русской армии.Георгий Введенский, начальник военно-исторического отдела ГМЗ «Царское Село», поделился на конференции и другими планами по развитию музея. На 1 августа 2014 года намечено открытие Ратной палаты, посвященной столетию участия России в Первой мировой войне. На данный момент уже собрано порядка 30 процентов экспонатов. Участие в собрании коллекции принимают и общественные организации, и частые лица – несколько видов уникальных орудий уже подарены музею потомками казаков. Основу экспозиции Ратной палаты составят подлинники оружия, знамен, мундиры и военные награды. Георгий Введенский пообещал, что будет и уже ставший необходимым для современного музея интерактив. Ратная палата займет собой 15 залов и будет реализацией идеи, возникшей у императора Николая II еще до революции в России. Сейчас сотрудники активно работают над расширением экспозиции и сбором средств на развитие и содержание будущего музея, посвященного русской армии. Этот проект уже обрел поддержку Министерства культуры РФ, поэтому нам наверняка стоит готовиться к открытию, которое пройдет 1 августа будущего года.

Гнаткова Ольга, сайт Пушкин.спб.ру