В субботу, 10 сентября, в Доме молодежи в рамках сессии программы международного культурного и делового сотрудничества «Все флаги» состоялся концерт «Ассоциации японской музыки 21 века» (Токио – Нагоя).
Концерт начался с рассказа студента, закончившего месяц назад стажировку в одном из токийских университетов, о японской культуре, значении природы для японца, сплетении традиций и веяний, привнесенных Европой и Америкой (к слову, это одна из популярных идей в японской литературе, например, одна из центральных линий в произведении «Снежный пейзаж» Танидзаки Дзюнъитиро).
После чего на сцену большого зала Дома молодежи вышли Сатоми Тарумото и Тосико Сава, последняя тут же начала настраивать кото – японскую цитру.
Первая композиция «Пташке подобно» вознесла слушателей практически полного зала к небу, заставляя воображение свободно парить. И это, пожалуй, было самое интересное произведение, название точнейшим образом отвечало музыке.
Следующим произведением стала средневековая песня, исполняемая сейчас в Японии в качестве одной из новогодних композиций. Ее смысл, как заметила Сатоми Тарумото, в пожелании здоровья.
Центральное место концерта заняла композиция, посвященная озерам Страны восходящего солнца. В ней, по словам исполнительницы, слушатели должны были увидеть волны, вечернюю дымку.
Предпоследним исполнялось произведение «Хомура» («Сгорая в пламени»), посвященное разлуке влюбленных.
Исполнительницы не могли не закончить свой концерт символом Японии, знакомым каждому: финальная композиция была посвящена сакуре.
«К сожалению, мы только сегодня приехали из Петербурга и не смогли осмотреть все парки, – рассказывает Сатоми Тарумото, – однако мы видели многие достопримечательности из окна нашего автобуса. И мы поражены красотой Пушкина».
«Исполнять музыку хогаку весьма сложно, поскольку в кото тринадцать струн; трудно делать какие-то новации для того, чтобы создать неповторимое произведение», – замечает Тосико Сава.
Кирилл Аксенов, редакция Пушкин.спб.ру