В Екатерининском парке настало время сплетения сна и реальности, истории и игры. 1 июля на глазах у гостей и горожан Царского Села 7 уникальных художников создавали неповторимые образы. Парк пронизывался аплодисментами, едва утихавшими в одной стороне и буквально через пару минут возникающими на другой. Это, пожалуй, колоссальный сдвиг тишины, бытующей в парках. Все пространство прониклось эмоциями и восхищением. Красивый, живой и исторически уникальный город соприкоснулся с эпохой барокко, образуя связь времен.
Виктор Крамер (режиссер):
– «С каждым дизайнером мы не единожды прогулялись по парку, чтобы каждый нашел тот единственный уголок, который ему мил. Когда этот уголок находился, мы решали, как это обыграть, чтобы «зажили» и уголок, и костюм. Все диктует пространство, а пространство подобрано с учетом чувств художника – к чему ближе его коллекция. Кому-то нужно зеленое пространство, кого-то устраивает шашечный пол, а кому-то нужны эффектные цветочные вещи вокруг. Поэтому у каждого свое ощущение, каждый был волен выбрать свое».
Модный дом Лилии Киселенко передал дух, совместив театральность и утонченность, декоративность эпохи. Танец девушек с золотыми масками в ярких красных и желтых скользящих платьях на фоне прыгающих по лестнице мячей завораживал.
Лилия Киселенко:
– Проект «Ассоциации» действительно интересный, мы принимаем в нем участие уже второй год. Любое чувство художника интересно, когда оно соприкасается с национальным достоянием, когда видишь взаимосвязь современного костюма и ассоциацию художника с прошлым. То, что было с нами, с нашей страной, с ее костюмами, – важная часть нашей жизни. Иосиф Бродский говорил: «Мы начинаем там, где закончили до нас».
Красота и сюрприз преследовали повсюду. Коллекция Ларисы Погорецкой была представлена в картинах, гармонично отражая идею современного вида искусства – фотографии. Татьяна Котегова приблизила зрителей к опере специально воссозданным камерным залом и бесподобно поющей дивой в костюме художницы.
Маленький спектакль моды от Елены Бадмаевой заставил застыть. Бесстрашно шагающие на высоких каблуках в зеркальные пруды строгих форм модели. Напряженная музыка еще больше усиливала эффект смелости погружения в зеленые недра.
И удивительно, что буквально в нескольких шагах в нижнем парке беззаботно прогуливались модели Стаса Лопаткина – прихорашиваясь около зеркала или просто наслаждаясь чудесной погодой летнего вечера.
Янис Чамалиди выбрал для своей коллекции Эрмитаж, ожидание создало атмосферу изысканности показа. Как только раскрылись ставни окон, все закружилось. Образы, мысли сменялись, рассказывая историю художника.
Янис Чамалиди:
– Дизайнерам представилась возможность соприкоснуться с историей. Рождается то, что мы называем искусством. Мы достойны того, чтобы у нас была высокая мода. К барокко мы пришли как к высшему проявлению искусства.
Коллекция Татьяны Парфеновой расположилась в Фрейлинском садике: оттуда доносились звуки рева тигров, это манило. Оказалось, там, в роскоши, среди цветов и богатства, отдыхают прекрасные дамы. Искренность и детальность, своеобразность показывали высоту полета мастера.
Татьяна Парфенова:
– Петербуржским дизайнерам завидуют все дизайнеры России. Здесь все наталкивает на творчество. Барокко совмещало в себе несовместимое. Барокко на самом деле – один из самых модных стилей, и русскому человеку должно быть очень мило барокко.
Каждая постановка – отдельное фактурное действие, где в динамике проявлялись пространство, коллекция, музыка и авторский подход. В тех неуловимых деталях, ритмах, формах и цветах прошлое оживлялось –представлялось абсолютно видимым и ощутимым. Это было результатом кропотливого труда всех участников – работа исследователей и собирателей, а главное, продолжателей лучшего.
Проекта такого формата, как «Ассоциации», в России еще не было, и, возможно, через несколько лет мы будем вспоминать, как все начиналось и что начиналось именно в Петербурге.
Валентина Лютова, редакция Pushkin.ru