И вот спустя почти 70 лет произведение искусства наконец-то вернулось на родину. Это произошло 31 марта в 14:00 во время открытия IV международной выставки-ярмарки «Коллекционер» в Центральном выставочном зале «Манеж» (Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 1). Исполняющий обязанности руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Виктор Васильевич Петраков торжественно передал утраченную акварель директору Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольге Владиславовне Таратыновой.
Картину удалось возвратить благодаря усилиям «Росохранкультуры» при содействии Генерального консульства в городе Мюнхен. Она была похищена из Пушкина во время фашистской оккупации. Если верить легенде, которую рассказывают потомки немецкого солдата, привёзшего музейный экспонат в Германию, он якобы выменял культурную ценность на продукты у жителей Царского Села.
Акварель принадлежит кисти художника Александра Николаевича Руссова. В исторической коллекции Александровского дворца до 1941 года значились две его работы: одна («Вид улицы итальянского городка») находилась на половине Александры Фёдоровны в Сиреневом кабинете, а другая («В католическом храме») располагалась в Большом кабинете императора Николая II. Настоящая фамилия мастера, творившего под псевдонимом Russoff, – Волков-Муромцев (1844 - 1928). Он писал преимущественно акварелью: жанровые сцены, интерьеры соборов, пейзажи южных городов. За границей работы художника продавались по неожиданно высоким ценам, а вот в России почти не экспонировались. Сам Руссов объяснял это «непопулярностью» акварели у отечественной публики. Однако художник имел почитателей и среди отечественных коллекционеров. Произведения Волкова-Муромцева хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Большую известность ему принесла встреча с известной итальянской актрисой Элеонорой Дузе, портрет которой он написал. Во всех печатных изданиях о знаменитой актрисе воспроизводится именно его работа. Известие о революции и о разгроме своего родового имения художник получил, находясь во Флоренции. Последние годы жизни он провёл в Венеции. Кстати, именно этот город изображён на картине «Вид улицы итальянского городка».
Как отмечает директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Владиславовна Таратынова, эта работа, конечно, не то, что принято называть шедевром, но зато она очень точно отображает те вкусы, которые господствовали в конце 19 века, и, в частности, вкусы императрицы Александры Фёдоровны, которая всегда сама лично подбирала предметы для оформления интерьера. Эта акварель является образцом стремления к камерности, средством создания уюта, примером склонности к непубличной, частной жизни. Ну, и, конечно, важен тот факт, что это произведение искусства значилось в коллекции Александровского дворца, поэтому этот экспонат ждали как возвращения близкого родственника, который загостился за границей.
Пока неясно, когда можно будет увидеть картину – её постараются вывесить как можно скорее. Доподлинно известно только одно: в конце этого года Александровский дворец закроется на капитальный ремонт, который продлится несколько лет. Предстоят работы инженерного характера, так как все сети и коммуникации в здании находятся в аварийном состоянии. За это время дирекция постарается собрать как можно больше утраченных из своей коллекции экспонатов, которые рассеяны не только по всей России, но и по всему миру. Большая надежда в деле этих поисков возлагается на «Росохранкультуру», которая уже не раз помогала ГМЗ «Царское Село» получить обратно потерянные ценности, – например, в декабре 2010 года музею передали портрет императрицы Александры Фёдоровны.
редакция Пушкин.спб.ру