Встречу с находчивым и никогда неунывающим хитрецом Ходжой Насретдином подготовили для пушкинцев артисты Санкт-Петербургского драматического театра VISAVIS. 24 марта в Большом концертном зале ЦГИ им. А. Ахматовой состоится премьера детского спектакля «Золотой осел Насретдина» по пьесе дагестанского драматурга Шапи Казиева.
Пьеса «Золотой осел Ходжи Насретдина» пользуется большой популярностью у режиссеров-постановщиков. Ее с удовольствием ставят на сцене театров в самых разных городах: Москве, Махачкале, Грозном, Чите, Астрахани, Магадане, Самаре, Киеве, Сухуми, Таганроге. В театральных постановках по пьесе Шапи Казиева играли многие известные актеры – например, А. Джигарханян, В. Сошальский. И это неспроста: образ доброго весельчака Ходжи Насретдина, который никогда не «вешает нос» и ловко умеет выйти из самой запутанной ситуации, симпатичен многим из нас.
Многие литературные историки и академики пытались разгадать точное время и место появления этого персонажа. Встречаются утверждения, что Ходжа Насретдин – это реальный человек, который жил когда-то в Турции. Называется и конкретное место его проживания: г. Акшехир. Но достойного подтверждения эти сведения до сих пор не нашли. Как нет и конкретной даты рождения этого фольклорного персонажа. Вот, к примеру, какое описание Ходжи Насретдина сегодня мы можем прочитать в Большой советской энциклопедии (БСЭ):
«Ходжа Насреддин, образ народного мудреца и острослова в фольклоре многих народов Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии (у турок – Х. Н. и Бу Адам, у узбеков и таджиков – Афанди или Насреддин Ходжа, у иранцев – Мулла, у азербайджанцев – Молла Насреддин). Известен также казанским и крымским татарам, народам Кавказа и Восточной Европы (румынам, сербам) и др. Народная молва делает Х. Н. современником различных исторических деятелей: Тимура и Баязида I (14 в.), сельджукского султана Алаэддина (начало 13 в.). В Казахстане с Х. Н. слился образ шутника Алдара-Косе; в Туркмении многие анекдоты связаны с личностью поэта-сатирика Кемине, в Таджикистане – с поэтом Мушфики. Анекдоты о Х. Н. носят преимущественно социально-бытовой характер. Народная традиция создала и хранит своего героя – защитника справедливости, борющегося против социального зла оружием смеха».
Отсутствие точных сведений о дате и месте рождения Ходжи Насретдина не мешают людям разных стран и национальностей с упоением перечитывать истории о приключениях этого хитреца и пересказывать о нем анекдоты. Первые анекдоты о Ходже Насретдине были записаны в Турции в «Салтукнамэ» (Saltukname) – книге, датируемой 1480 годом! Кстати, крупный российский академик В. А. Гордлевский полагал, что образ Насретдина вышел из анекдотов, которые были созданы именно арабами, и только потом, намного позднее, пришел к туркам.
Образ Ходжи Насретдина совмещает в себе мудреца и простака, хитреца и глупца, плута, вольнодумца и бунтаря. Это наводит на мысль о том, что этот образ собран из нескольких фольклорных персонажей. Но есть у Ходжи Насретдина и своя особенность, по которой его можно легко узнать, – это ослик, верный друг и спутник Ходжи.
В спектакле, который увидят пушкинцы 24 марта в Большом концертном зале ЦГИ им. А. Ахматовой, именно ослик станет главным героем пьесы! Подробности о времени начала спектакля и стоимости билетов - в афише на сайте Пушкин.спб.ру.
Анна Слобожан, сайт Пушкин.спб.ру