Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Собрание ГМЗ «Царское Село» пополнили подлинные предметы XIX века

Собрание музея-заповедника «Царское Село» пополнили четыре фарфоровые вазы, пейзаж кисти Ивана Айвазовского «Ночь в Стамбуле» и нарядный столик конца XIX века. С довоенного времени все эти предметы находились во Дворце культуры имени Горького, куда поступили в 1930-е годы из императорских дворцов. Благодаря инициативе сотрудников петербургского КГИОП эти произведения, некогда находившиеся в императорских гостиных, вошли в состав Государственного музейного фонда. Вазы, украшенные копиями живописных полотен старых мастеров, изготовлены на Императорском фарфоровом заводе. Копирование картин на предметы фарфора было начато на этой знаменитой мануфактуре при императоре Александре I, однако пик развития этого направления пришелся на период правления Николая I. Именно в это время были созданы самые лучшие вазы высокого качества исполнения.

 

Представленные предметы с копиями картин Николаса Питерса Берхема и Яна Минсе Моленара, исполненные художником Н. Корниловым, — из числа самых выдающихся образцов; на вазах можно видеть жанровые произведения известных голландских живописцев XVII века. На одной изображена сцена отдыха на привале, на другой — зимний городской пейзаж. Многофигурные композиции поражают обилием мелких деталей и богатством цветовой палитры. Особую парадность придает предметам рельефный декор, а также высокие ручки сложной формы, украшенные завитками аканта и шишками пинии. Вазы поступили в собрание музея в разобранном состоянии; у экспонатов отсутствовали ручки, имелись крупные утраты кусков массы и сильные загрязнения всей поверхности; отсутствовала система крепления. Ручки были воссозданы по сохранившимся аналогам, произведена очистка и консервация, изготовленные стержни со специальным механизмом позволили соединить все части ваз, превратив их в крепкую и устойчивую конструкцию. Реставрировали эти предметы мастера Царскосельской янтарной мастерской. Сегодня уникальные вазы выставлены в залах Александровского дворца.

Айвазовский — один из любимейших художников императора Александра III. Одна из лучших коллекций произведений живописца была в собрании царскосела — купца Кокорева. Император внимательно следил за всем, что происходило с картинами в коллекции «конкурента» и купил практически все находившиеся там работы Айвазовского. Они находились в Аничковом дворце и в Александровском дворце Царского Села. 

Предполагается, что в Александровском дворце будет экспонироваться и полотно Айвазовского, созданное в 1882 году.

— После революции многие из этих картин частично оказались в коллекциях Русского музея и даже московских музеев. В Александровском дворце осталось всего несколько полотен Айвазовского. Разорение коллекции довершила война. Мы считаем, что «Ночь в Стамбуле», которая украсит залы дворца — исключительное явление и настоящее событие для музея, — говорит главный хранитель ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская.

Редакция сайта Пушкин.спб.ру