Удивительно, но до 30 октября Екатерининский дворец никогда специально не освещался. Об этом на церемонии напомнила директор «ГМЗ Царское Село» госпожа Таратынова. Освещение Екатерининского дворца – дело весьма непростое. Художественно-динамическую подсветку выполнила компания «Энергопроф», уже имеющая опыт столь сложной работы (Екатерининский Собор Царского Села). При освещении подобных объектов очень важно не нанести вреда архитектурным сооружениям. Кроме того, это действительно художественный свет – его задача подчеркнуть красоту здания в тёмное время суток, а не изменить его облик. Необходимо отметить, мастера с поставленной задачей справились блестяще.
Напомним, уже несколько недель вход в Екатерининский парк свободный.
Во время официальной церемонии включения было пронзительно холодно, но этот факт не смог помешать собравшимся. Настроение у всех было праздничное, правда, было немного жаль девушек, сопровождающих оркестр. Они были одеты изящно, но не по погоде. Когда включили 193 светильника – раздались искренние аплодисменты. Дворец действительно предстал совершенно в ином свете. Теперь местные жители могут наслаждаться жемчужиной своего города в любое время суток! Обязательно пройдитесь по знакомым местам вечером или ночью – они покажутся вам совершенно иными!
Спустя несколько часов люди разошлись с церемонии открытия иллюминации. Лишь изредка из близлежащих переулков потрескивали затворы профессиональных фотоаппаратов. Наступила возможность рассмотреть дворец поближе. Наше внимание привлёк один человек. Он не фотографировал – просто стоял в удобной для обзора точке и смотрел на дворец. Было очевидно – он доволен. Мы решили обратиться к нему за комментариями. Особая эмоциональность Кирилла Николаевича (местного жителя 60 лет) и его же особый синтаксис при оценке иллюминации показались нам крайне занимательными. Мы приводим наш разговор-монолог практически без ремарок.
- Кирилл Николаевич, как Вам подсветка Екатерининского дворца?
- Вы знаете, это абсолютно новая реальность. Светло-лазуревый в ночи пробирает. Как говорится, мороз и солнце, а ночь удивительна. Вы знаете, что атланты ночью говорят? Послушайте, слышно отчётливо. Совершенно по-иному воспринимается давно знакомое место. Не так людно. По-другому как-то думается, думается как-то по-другому...
Неверная и невнятная тень превращает барокко ослепительное в барокко загадочное. Да барокко ли? Давным-давно фасад не блестит сусальным золотом. Но строки О.Э. Мандельштама из хрестоматийных становятся осязаемыми:
«Сусальным золотом горят,
В лесах рождественские елки,
В кустах игрушечные волки,
Глазами страшными глядят...»
К чему вдруг эти строки? Да ни к чему, хорошо, что вспомнил. Вон и музы улыбаются втихомолку: ни к чему...
Молодой человек, а знаете ли вы что такое джаз?
- Музыкальное направление?
- Ну нет, конечно!). Послушайте, когда-то лет триста назад я служил на флоте. Так вот, был у нас один матрос. Когда он видел что-либо прекрасное, чарующее – он говорил: «М-м-м, джаз!». Ну вот, например, у него не красивая девушка, а – джаз. Или не море спокойно и задумчиво, а джаз.
- Ясно.
- Так вот, в понимании того матроса, как вы думаете, что они сделали? Просто включили иллюминацию?
- Нет, они сыграли джаз.
Андрей Кондратьев, сайт Пушкин.спб.ру