«Войска Наполеона, входящие в Мюнхен 24 октября 1805 года» и «Александр I и Наполеон. Мир перед войной» – выставки под таким названием открылись в Александровском дворце Государственного музея-заповедника «Царское Село». Сегодня, 15 мая, здесь прошел пресс-показ для журналистов.
«Войска Наполеона, входящие в Мюнхен 24 октября 1805 года»
Картину, утраченную в годы Великой Отечественной войны, удалось вернуть в Царское Село в 1948 году. Все это время она хранилась в фондах музея-заповедника, свернутая на валу, и значилась как работа неизвестного автора. Художники-реставраторы Владимир Иванов и Константин Ефимов (ООО «Ресстрой») бережно сняли картину с вала, провели ее полную консервацию, очистили от темного лака и восстановили живопись в местах многочисленных утрат. И специалистам музея стало ясно, что это полотно французского живописца Франсуа Дюбуа из довоенной коллекции дворца. Судьба этой картины сложна и драматична. Она появилась в Царском Селе в начале XIX века. В короткий период улучшения отношений между Александром I и Наполеоном императоры делали друг другу подарки. Бонапарт (для него был оформлен подаренными Александром полудрагоценными камнями «Малахитовый салон» в Большом Трианоне) среди прочих даров преподнес русскому императору две копии, выполненные художниками Дюбуа и Гюэ с оригиналов Тоне и де Альби, прославлявших победы французской армии: «Войска Наполеона, вступающие в Мюнхен 24 октября 1805 года» и «Бомбардировка Вены французскими войсками». Их оригиналы находились в залах Версальского дворца. А подаренные копии по распоряжению Александра I были помещены в Большой Царскосельский дворец. Одна из них, написанная Дюбуа, сохранилась в коллекции музея, а другая, работы Гюэ, бесследно пропала в годы Великой Отечественной войны.
ГМЗ «Царское Село» отреставрировал живописное полотно Франсуа Дюбуа на собственные средства.
Работа в архивах помогла проследить историю сохранившейся копии. Автор оригинала – Николя Тоне (1755 – 1830) – французский живописец, член Парижской Академии художеств. Он прославился своими монументальными картинами на темы побед Наполеона в Германии. В этом полотне он увековечил один из блестящих эпизодов в череде триумфов полководца – вступление в столицу Баварии. Художник добился исторической достоверности, детально прописав многолюдные сцены на центральной площади Мюнхена – Мариенплатц. Театральный эффект подчеркнут треугольным построением композиции: ворота города извергают безликую массу войск. Главный герой – «священной вольности наследник и убийца» – Бонапарт изображен в центре на белом гарцующем скакуне как молодой герой, к нему протянуты руки, устремлены взоры. Копия, находящаяся в собрании музея-заповедника «Царское Село», была заказана молодому живописцу Франсуа Дюбуа (1790 – 1871). Он учился в Парижской Академии художеств, затем в Италии, писал многофигурные композиции. Подаренную Александру копию поместили в Голубой гостиной императрицы Елизаветы Алексеевны, в Церковном флигеле Большого Царскосельского дворца. Здесь же находилась парная к ней копия с картины Гюэ «Бомбардировка Вены французскими войсками». Позднее Николай I, став императором, оставил в комнатах своих предшественников все, как было при них. В этом виде интерьер сохранился до 1918 года, когда здесь разместился Художественный отдел музея. Картины висели на стенах гостиной до 1941 года, их не удалось эвакуировать в начале войны. Фашисты вывезли полотна в Германию, для чего предварительно срезали с подрамников. Анатолий Кучумов, в то время директор Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов-музеев, в 1948 году в Берлине обнаружил одну из копий и вернул ее в Царское Село. Копия Франсуа Дюбуа была записана в инвентарные книги возрождаемого музея как работа неизвестного художника под названием «Войска Наполеона I, въезжающие в город». Картина до 2011 года оставалась невостребованной и хранилась на валу под профилактическими заклейками. Профессионализм мастеров вернул к жизни работу Франсуа Дюбуа, а обнаруженные архивные документы позволили атрибутировать это полотно.
«Александр I и Наполеон. Мир перед войной» и «1812 год в частных собраниях Москвы и Санкт-Петербурга»
На выставке представлены предметы из собрания ГМЗ «Царское Село», характеризующие период затишья 1805 – 1809 годов. Среди них – портреты Александра I, Наполеона, Екатерины Павловны; дуэльные пистолеты, по легенде подаренные Бонапартом русскому императору; мундир Александра I. Куратор выставки – заместитель директора по учету и хранению (главный хранитель) ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская. На пресс-показе обеих выставок и брифинге с участием директора ГМЗ «Царское Село» Ольги Таратыновой, Сергея Подстаницкого, научных сотрудников музея была также представлена выставка «1812 год в частных собраниях Москвы и Санкт-Петербурга». «Вполне естественно, что мы, дружественная группа московских и петербургских собирателей, не могли остаться в стороне от чествования памяти героев 1812 года. Несмотря ни на что, в отечественных коллекциях еще находится немало памятников той эпохи, и на данной выставке мы попытались показать Отечественную войну при помощи раритетов, хранящихся в частных руках», – рассказал куратор выставки, историк искусства, коллекционер Сергей Подстаницкий.
Выставки приурочены к 200-летию войны 1812 года. В экспозиции представлено более 300 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В Царскосельской выставке принимают участие московские собиратели Татьяна Алексеева и Анатолий Гостев, Сергей Васильев, Андрей Кусакин, Сергей и Татьяна Подстаницкие, Михаил Цапкин, Давид Якобашвили, фонд «Русское культурное наследие», петербуржцы Юрий Епатко и Виктор Лебедев. Среди наиболее интересных предметов экспозиции – «Портрет императора Александра I» работы Джорджа Доу, создателя Военной галереи Зимнего дворца, акварельный портрет одного из героев войны Павла Бурцова, созданный сразу после завершения боевых действий Александром Витбергом, автором первого проекта храма Христа Спасителя. А также выдающиеся по мастерству гравированные портреты генералов 1812 года работы Генри Доу и Томаса Райта, принадлежавший генералу графу Матвею Дмитриеву-Мамонову стеклянный кубок, украшенный серебром и драгоценными камнями. Всех горожан приглашают на выставки, которые продлятся до 16 сентября.
Анна Слобожан, сайт Пушкин.спб.ру