15 и 16 декабря в ГМЗ «Павловск» прошла научная конференция «Дворцово-парковые ансамбли России и художественная культура Западной Европы. Конец XVIII – первая треть XIX в.».
Конференция затронула широкий круг вопросов, касающихся влияния западноевропейской культуры на формирование дворцово-парковых комплексов России, облика европейских аналогов, послуживших источниками для создания российских дворцово-парковых ансамблей, ставших их своеобразным отражением. Временные рамки (конец XVIII – начало XIX вв.) обусловлены формированием и расцветом дворцово-паркового ансамбля «Павловск» в этот период.
В первой части конференции обсуждалась история дворцов и парков, европейские мастера и сотрудничество с русскими архитекторами, эволюция стилей и художественных средств, работы европейских мастеров в дворцовых собраниях, история художественных собраний и авторство, выявление документов по истории дворцовых коллекций и т. д. Вторая секция была посвящена проблемам реставрации, консервации и реконструкции памятников архитектуры.
С докладами выступали заслуженные работники культуры РФ, кандидаты исторических и биологических наук, историки искусства, кандидаты искусствоведения, главные специалисты по ландшафтной архитектуре, старшие и ведущие научные сотрудники и главные хранители фондов ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Гатчина», ФГБУК «Государственный Русский музей», ГМЗ «Петергоф», ГМУ «Архангельское», ГУ ЦПКиО им. С. М. Кирова, Всероссийского музея А.С. Пушкина.
В рамках конференции затрагивалась тема общих черт и различий дворцовых парков Европы и России, стилистика формирования Летнего сада, Павловского, Петергофского и других пейзажных парков. Обсуждались образцы европейского вкуса – Павловский, Елагиноостровский и Гатчинский дворцы, усадьба князей Юсуповых на Мойке, Михайловский замок, усадьба Г. Р. Державина, дворец в Архангельском, усадьба «Сергиевка» в Старом Петергофе; архитектурно-художественное решение интерьеров русских дворцов, гобелены, живопись, декоративные ткани, вышивки, скульптура и другие убранства.
Материалы конференции опубликованы на официальном сайте музея-заповедника «Павловск».
В завершающий день работы конференции состоялась презентация двух новых выставок. Президент ГМЗ «Павловск» Н. С. Третьяков представил экспозиции, которые ранее не показывались широкой публике.
На первой выставке под названием «Новые поступления» представлены предметы исторического собрания, утраченные в период распродаж 1920-1930-х гг. и во время ВОВ и вновь возвращённые в коллекцию дворца. Это работы необычайно популярной во второй половине XVIII в. художницы Анжелики Кауфман – «Портрет И. Винкельмана», «Ринальдо и Армида», «Урания», «Смерть Леонардо», «Объездка лошадей» и многие другие, а также эстампы, исполненные по её оригиналам лучшими мастерами того времени. Среди них – гравер короля, член Королевской академии художеств, прославленный Франческо Бартолоцци и его ученик, гравер и издатель Уильям Райланд, а также русский художник, гравер, в совершенстве владевший мастерством техник пунктира и снискавший европейскую популярность, Гаврила Иванович Скородумов.
Также экспозиция включает работу великой княгини Марии Фёдоровны «Порт Ливорно» 1789 г. Раму к пастели пригласили ореставрировать студентку 5-го курса СПбХУ им. Н. К. Рериха Наталью Козлову, которую представил публике Третьяков и поблагодарил её за великолепно проделанную работу.
На второй открывшейся постоянной выставке «Церковное облачение и церковная утварь» представлена часть убранства, которое находилось в дворцовой церкви Во Имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, когда дворец являлся резиденцией великих князей. Это реликвии высочайшего художественного уровня, эвакуированные наряду с другими экспонатами музея летом 1941 г.: изделия из серебра, церковные книги, дискосы, звездицы, кресты, тарелы, подсвечники, кадило, ковчег, дарохранительница, а также стихарь, пелена на аналой и облачение на престол XVIII в.
Лиза Федорович, редакция Пушкин.спб.ру