...Тут Жизнь задумчиво оглянулась вокруг и тихо произнесла:
«О Человек, ты не слишком-то верен мне!
Ты давно уже любишь меня не так сильно, как говоришь;
я знаю, ты собираешься скоро покинуть меня».
«Спектакль не рекомендован для просмотра лицам моложе 16 лет. В спектакле используется ненормативная лексика», – таким предупреждением встречал корреспондента Пушкин.спб.ру спектакль «Лир» в Театре «Приют комедианта».
Поставленная молодым московским режиссером Константином Богомоловым знаменитая пьеса Шекспира «Король Лир» превратилась в черную комедию, на первый взгляд не имеющую ничего общего с классикой. Новый «Лир» – это сочетание предельной зрелищности, замешанной на агрессивной театральности и острохарактерной гротесковой актерской игре с гэгами и аттракционами, с размышлениями о современном мире и месте человека в этом мире.
Начинается спектакль так: на сцене в комнате с красными стенами выпивают и закусывают Лир и семейство. Декорации сразу навевают ассоциации с мавзолеем, бункером, камерой пыток... Вообще стены комнаты образуют перспективу, которая оканчивается лифтом – он же обрыв, тюрьма, психбольница, и путь оттуда – либо вверх, либо вниз. Впрочем, сквозь кровавую кладку камней стены хозяева могут просочиться еще и сквозь потайные дверки. Жутковатое зрелище.
Сразу бросается в глаза то, что все женские роли в спектакле играют мужчины, а мужские – женщины. Хотя к концу спектакля понимаешь, что уже неважно, кто какого пола. Ведь в современном мире уже давно все поменялось местами. Актеры в «Лире» – не люди, не персонажи, а знаки стран (СССР, Германия, Япония, Израиль). Таким образом, зритель все три часа наблюдает своеобразный репортаж из XXI века – кратко, под музыку – обо всех грехах века XX. Заслуженная артистка Роза Хайруллина, исполняющая роль Лира, – просто восхитительна и непредсказуема.
В черной комедии всегда так: все действия кричащие, реплики несуразны и громки. Язык спектакля – организованная мешанина, подсказанная жанром абсурда. Много точных мелочей. Кому-то могут не понравиться некоторые сцены с ненормативной лексикой или провокационными моментами, а кого-то они наведут на мысли о вечном.
В конце хотелось бы ответить на вопрос, почему режиссер выбрал именно Шекспира. Почему действие происходит в двадцатом веке? Почему в России? Все потому, что кровавые игры во власть и с властью во все времена похожи. Да и сюжетов в мировой культуре не так-то много, и они всё повторяются и повторяются в бесконечных вариантах. Такое оно, современное искусство.
Анастасия Дружинина, редакция Пушкин.спб.ру