В ноябре Пушкин.спб.ру посетил еще одну премьеру в Санкт-Петербурге. На этот раз речь пойдет о «Портрете с дождем» в Театре Европы (МДТ).
Словно ожившие фотокарточки – каждая сцена в полуторачасовом спектакле Льва Додина по пьесе Александра Володина оконченная и завершенная. Это не просто «Портрет с дождем», а портрет о любви и тяжелом времени, а также вселенском терпении и доброте. Реквизит постоянно перекликается с названием: за спиной у актеров белый экран для фотосессий, а по бокам – фотопрожекторы с зонтиками-отражателями. Кроме того, в начале и конце спектакля идет дождь, по-настоящему, будто бы с неба. Правда, только на сцену. Но атмосфера располагает верить и проникаться диалогами-зарисовками.
Спектакль начинается с серии этюдов в фотоателье: актеры снимаются, будто бы позируя невидимому фотографу (залу), то в школьной советской форме, то в старых майках, трениках c вытянутыми коленками, то в очках и в шляпах, болоньевых плащах, а почти все – в резиновых сапогах. И как-то сразу становится понятно, что на улице лужи, слякоть и вообще советская действительность.
Самая главная роль этого спектакля принадлежит Татьяне Шестаковой. Ее героиня – самая обычная женщина по имени Клавдия, которая в советское время, сама того не осознавая, живет по законам, прописанным нам свыше. Добрая по природе, она не ропщет на судьбу – ей всегда хватает ее копеечной зарплаты. И никогда не унывает, хотя одна растит двоих детей. Она не обвиняет и не обижается на мужчин, которые ее бросили: напротив, находит им оправдание. В сущности, на фоне очень выразительных иллюстраций времени актриса играет очень светлый спектакль об очень мудрой и очень глупой одновременно женщине, которую природа наделила библейской добротой. Таким образом, фотоальбом Льва Додина начинает звучать очень современно, рассказывая о том вечном, что остается в человеке независимо от времени и политики.
Остальные герои подходят к Клавдии, обмениваются репликами, стоя в ряд, как в литературных композициях. И в этих репликах есть точные и острые наблюдения за человеком и за его природой, но нет обвинения обществу или советскому строю. Все самое жесткое и жестокое здесь будто смыло дождем и временем.
Заканчивается спектакль мизансценой яркой групповой фотографии и черно-белым слайд-шоу снимков, той самой съемки, c которой начинался спектакль. Последней на экран проецируют фотографию самого Александра Володина. Очень грустную и очень светлую, такую же, как и сам спектакль.
Анастасия Дружинина, Пушкин.спб.ру