19 октября, в день двухсотлетия со дня основания прославленного Царскосельского лицея, состоялось множество мероприятий, порадовавших жителей Северной столицы.
В череду юбилейных торжеств вошло открытие новой мемориальной экспозиции в Музее-лицее, которую доселе здесь никто не видел. Сергей Михайлович Некрасов – директор Всероссийского музея А. С. Пушкина на торжественном вечере, посвящённом 200-летию знаменитого учебного заведения, представил пришедшим почётным гостям квартиру Сергея Чирикова.
На вечере присутствовали многочисленные потомки лицеистов из разных стран мира, а также деятели культуры и искусства.
Сейчас в мемориальном Музее-лицее облик всех помещений максимально приближен к тому, какими две сотни лет назад их увидели 29 лицейских воспитанников первого выпуска. В него вошли Пушкин, Дельвиг, Горчаков, Пущин, Кюхельбекер, Матюшкин, Вольховский и другие выдающиеся ученики этого учебного заведения. Теперь, с 19 сентября, посетители музея впервые могут увидеть, в какой обстановке жил любимейший преподаватель юных лицеистов.
Сергей Чириков был творческой, артистичной и незаурядной натурой. По окончании Академии художеств он получил аттестат «художника первой степени со шпагой». Ученики Чирикова относились к наставнику с уважением и теплотой. Как вспоминал Модест Корф, русский государственный деятель, историк, почётный член Петербургской Академии наук и соученик Александра Пушкина, Сергея Гавриловича любили «…за ровный приятный характер, за обходительность, за некоторое достоинство, не позволявшее нам с ним таких шалостей, на которые мы пускались с другими…».
Высшим достоинством учителя рисования лицеисты называли «сочувствие к литературным занятиям, в которых он находил вкус, потому что сам был поэт…». Первый директор лицея Василий Фёдорович Малиновский в послужном списке Чирикова за 1811 год написал, что он «к продолжению службы отменно способен и к повышению чином достоин по своему усердию и искусству в надзоре за воспитанниками».
Чириков обучал воспитанников не только рисованию по академической системе, но и приобщал их и к литературному творчеству. Сам он был автором поэмы «Герой Севера», главным героем которой был император Петр I. Ещё до поступления на службу в лицей писал длинные трагедии в стихах, но не печатал их, а читал лицеистам в рукописях.
Как говорят сами сотрудники музея, квартира Чирикова воссоздана с максимальным использованием имеющихся о ней сведений. Предположительно она состояла из двух помещений – гостиной и спальной. Сегодня в интерьерах используются мебель и убранства конца XVIII – начала XIX веков. В гостиной – диван, бюро, книжный шкаф, стол, кресла, шахматный стол. На специальном пюпитре – гравюры конца XVIII века. В спальне – кровать с пологом, ширма, столик для умывания.
В простенках – гравюры конца XVII – начала XIX веков. Здесь же необходимые для уроков рисования гипсовые модели.
В этой квартире когда-то устраивались беседы и литературные игры. Составив небольшое общество, литературный кружок, юноши рассказывали друг другу повести, где каждый должен был выступить в роли автора. Антон Дельвиг часто первенствовал в таких играх. Эти непринуждённые занятия обрели серьёзное продолжение: Чириков стал инициатором журнала карикатур, а лицейские «Национальные песни» запечатлели и облик, и характеры многих учеников и наставников.
Квартира Чирикова представляет собой типичное жилое помещение одинокого чиновника при учебном заведении, но, с другой стороны, она отражает характер её хозяина, художника и поэта.
Лицейский учитель рисования стал автором целой серии портретов своих питомцев и коллег. Можно предположить, что именно здесь был написан единственный сохранившийся с лицейских времён портрет Пушкина, автором которого был лицейский наставник.
Елизавета Федорович, редакция Пушкин.спб.ру