Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

В ГМЗ «Царское Село» передана похищенная в период фашистской оккупации картина

24 декабря в дар музею-заповеднику «Царское Село» передана похищенная в период фашистской оккупации картина Карла Фридриха Шульца «Чины Крымско-татарского эскадрона лейб-гвардии Казачьего полка» (1850. Холст, масло. 76,0 х 95,0 см). Живописное полотно вернулось в музей по инициативе историков искусства, московских коллекционеров Сергея и Татьяны Подстаницких.

Эта картина была заказана Николаем I для царскосельской коллекции и изначально находилась в его кабинете в Александровском дворце, затем переместилась в Екатерининский дворец – в комнату цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Ее изображение в дворцовом интерьере можно увидеть на акварели известного живописца Эдуарда Гау.

Коллекция батальной живописи никогда не покидала царскосельской резиденции. После смерти Николая I она перешла к его сыну – императору Александру II, а после 1917 года стала частью музейного фонда.Николай I уделял особое внимание художественным произведениям, фиксирующим события военной истории: жизни военных на маневрах и в походах, парадам войск. Все это составляло яркую страницу русской культуры середины XIX века. Император создал своеобразную картинную галерею, собирательный образ русской армии своего времени. Он сам приглашал живописцев для исполнения заказа, руководил выбором сюжетов, а также решал – будни и подвиги каких полков должны запечатлеть художники. Николай I вникал во все нюансы, внимательно следил за точностью изображения обмундирования, снаряжения и вооружения, деталями различия между родами войск. По его заказу за несколько десятилетий был сформирован уникальный цикл батально-исторических произведений. В художественном строе этих картин, создаваемых разными художниками, отразились вкусы самого императора. По его настоянию на всех полотнах с виртуозным натурализмом изображались лица, фигуры и детали амуниции. Эти произведения не просто отражали уклад армейской жизни, они были эталоном для отечественных художников-баталистов.

Картина «Чины Крымско-татарского эскадрона лейб-гвардии Казачьего полка»

Это третья картина из собрания музея, возвращенная Татьяной и Сергеем Подстаницкими в ГМЗ «Царское Село» (в 2011-м они передали в дар «Прусских гусар» Людвига Эльсхольца (1840) и «Прусских кирасир» Вильгельма Александра Мейергейма (1830–1840-е гг.).Картина «Чины Крымско-татарского эскадрона лейб-гвардии Казачьего полка» зафиксирована в дворцовых документах и инвентарных музейных описях 1938–1940 гг. В годы войны, как и многие другие экспонаты, которые не успели эвакуировать, ее вывезли фашисты. Следующее упоминание о ней встречалось уже в «Сводном каталоге культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны»; долгое время полотно находилось в розыске.

В 2013 году планируется показать возвращенные полотна на выставке в Москве, в Музее современной истории России.Подстаницкие приобрели картину на аукционе в Германии в 2008 году. Последние немецкие владельцы (картина находилась в частной коллекции) не знали о ее связи с русской культурой. Московские историки искусства и коллекционеры правильно атрибутировали полотно и вернули в Россию. «Чины Крымско-татарского эскадрона лейб-гвардии Казачьего полка» – восемнадцатое полотно Карла Фридриха Шульца в собрании музея. Работы этого немецкого художника преобладали в коллекции батальной живописи Николая I (всего в ней было более 40 картин Шульца). Предполагается, что все три картины, подаренные Подстаницкими, займут свое историческое место в комнатах Александра II в Екатерининском дворце, когда эти помещения будут восстановлены.

Шульц (Schulz) Карл Фридрих (1796–1866)

Художник-баталист и маринист. Учился в Берлинской и Дюссельдорфской академиях художеств. Работал в Голландии, Франции и Англии. С 1840 года – профессор Берлинской Академии. В 1847-м приехал в Россию, где по заказу императора Николая I создал большую серию полотен со сценами из жизни русской армии. Работы Шульца хранятся во многих германских собраниях, а также в Центральном военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и связи (Санкт-Петербург), Государственном историческом музее (Москва) и государственных музеях-заповедниках «Царское Село» и «Павловск».

Подстаницкий Сергей Александрович

Выпускник Российского государственного гуманитарного университета. Еще во время обучения в университете стажировался в отделе экспертизы Государственного научно-исследовательского института реставрации. В 1998–2006 годах работал в отделе научной экспертизы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря, специализируясь на творчестве русских художников-баталистов XIX – начала ХХ вв. С 2010 года – арт-директор московской галереи «Мастера». Автор ряда публикаций по вопросам атрибуции русского портрета XVIII и XIX столетий. Сейчас работает над составлением каталога-резоне (изданием, в котором собраны все известные произведения того или иного художника), посвященного творчеству Николая Сверчкова (1817–1898). Известен также как коллекционер, чье собрание русского искусства XVIII – начала XIX веков и отдельные предметы из собрания неоднократно экспонировались в различных российских музеях (Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Государственный музей-заповедник «Царское Село», Музей-квартира И. Сытина и др.). В 2011 году награжден медалью Министерства культуры Российской Федерации «150 лет учреждения органов охраны памятников истории и культуры».

Материал предоставлен пресс-службой музея-заповедника «Царское Село»

баннер
баннер
  • Пулковский спортивный кластер «Высота» — крупнейший многофункциональный спортивный комплекс в Пушкинском районе Санкт-Петербурга.
    Спорт