Сообщается, что на ретропоезде в этот день смогут прокатиться ветераны Октябрьской магистрали, воспитанники детских домов, а также ученики Малой Октябрьской железной дороги.
Мальчиков оденут в костюмы, которые носили в 1837 году, и они будут раздавать газеты на перронах станций. В газете «Северная пчела» будет подробно рассказано не только о том, как открылась первая российская железная дорога, но и о ее дальнейшем развитии.
В те времена, когда за рубежом уже вводили в эксплуатацию участки дорог общего пользования, российское ведомство путей сочло экономически невыгодным строительство таких железных дорог. Но преимущество железных дорог Англии, которые принесли значительную прибыль, убедили императора в необходимости железной дороги.
И уже 15 апреля 1836 года Николай I опубликовал приказ о сооружении Царскосельской железной дороги – пока что в виде опыта попробовать, насколько климат допустит возможность соорудить рельсовые пути в стране. Позже, используя уже приобретенный опыт, планировалось соорудить железнодорожные линии до Москвы.
Длина первой дороги составляла примерно 25 верст, и ее построили всего за год и восемь месяцев. Было израсходовано на сооружение около пяти миллионов рублей ассигнациями.Можно уверенно сказать, что именно 1837 год и является стартовым в развитии в России железнодорожного транспорта. Франц Антон Рестнер, инженер из Австрии, разрабатывал проект первой железной дороги и в дальнейшем руководил строительством. Торжественное открытие первой ветки железной дороги состоялось 30 октября 1837 года. Первый рейс был отправлен под управлением Герстнера. Этот поезд состоял из паровоза и восьми вагонов. Расстояние в 25 километров удалось преодолеть за 35 минут. В Царском Селе прибывший поезд встречали криками и рукоплесканиями, а в залах даже состоялся банкет. Официально открылась дорога между Царским Селом и Петербургом в 1837 году, и, спустя 6 месяцев, в эксплуатацию был введен другой участок дороги, между Павловском и Царским Селом.
Начиная с января 1838 года на этой ветке две пары поездов стали совершать поездки каждый день. Причем ходили они только в праздничные и выходные дни. Лишь с апреля конная тяга была полностью заменена паровой. Первые поезда, которые следовали до Царского Села, были сформированы из вагонов четырех классов или типов. Вокзал Царского Села был спроектирован в 1837 году архитектором Фоссати. Лишь в начале 20 века было решено перестроить это здание.
Первоначально планировалось, что ветка до Павловска будет развлекательной, но в этом направлении всегда было множество пассажиров. Это связано с тем, что в Петербург ехали и студенты, и дачники, и чиновники. Спустя несколько лет, тут проложили вторую колею, а подвижной устаревший состав был заменен на более современный и новый. Лишь в конце 19 века дорога стала уже частью другой линии и ее колею изменили под российский стандарт.
Редакция сайта Пушкин.спб.ру