Выставочный проект «Ревизия» в Музее «Царскосельская коллекция» (ул. Магазейная, 40) существует уже несколько лет. Он представляет собой непрерывную серию фотографических экспозиций, в рамках которой проходят персональные выставки всех заметных современных фотографов Петербурга.
Недавно открылась ещё одна фотовыставка под названием «Фотограмма: кисть природы», но на этот раз московского фотографа Михаила Капанага.
Это выставка довольно любопытна, так как представляет собой не коллекцию фоторабот, а фотограмм – изображений, полученных фотохимическим способом, без применения фотоаппарата.
На открытии экспозиции фотохудожника и его работы представили директор и основатель Музея «Царскосельская коллекция» художник Александр Некрасов и куратор проекта «Ревизия» Виталий Смирнов.
Работы Михаила Капанага выставлялись на фотоэкспозициях в Краснодарском крае, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.
Как заметили многие пришедшие на открытие, коллекция фотограмм Михаила Капанага отвечает традициям самого музея. Фотограмма предоставляет заманчивую возможность уйти от изобразительного буквализма обычного фотоснимка, от привычной перспективы, от которой отказывалась и авангардистская живопись.
При изготовлении фотограммы сначала предмет помещают на фотобумагу или плёнку и освещают лампой так, чтобы на фотоматериал попала его тень. В темноте размещают любые объекты на листе незасвеченной фотобумаги или другого светочувствительного материала. Можно получить автопортрет, приложив лицо к листу. Далее на короткое время включают источник света так, чтобы он освещал светочувствительный лист с расположенными на нем объектами. Продолжительность экспозиции определяется экспериментально. Экспонированный материал проявляют и фиксируют. Как правило, фотограмма является негативом, но при желании можно получить позитивное изображение контактным или проекционным способом.
Специфической особенностью фотограммы является то, что в момент экспозиции свет не отражается от предметов, а проходит сквозь них. Непрозрачные предметы запечатлеваются на фотограмме в виде светлых силуэтов. В конце получается портрет в натуральную величину.
Чем же является фотограмма для Михаила как фотографа? Как говорит сам автор, только тем, что они есть: светлыми отпечатками объектов природы – чуть более долговечными, чем сами эти объекты.
В качестве объектов Михаил Капанага в своей работе использовал в основном природные материалы: цветы, листья, растения. Свет необходим этим созданиям, чтобы они могли прожить свой короткий век – он же может подарить им сколь угодно долгую жизнь на листе фоточувствительной бумаги. Кроме того, фотограмма позволяет сделать неожиданно острым и эффектным изображение привычных предметов.
Эта выставка для эстетов, любящих природу и ее форму, а близость к Царскому Селу позволит после посещения прогуляться по красивейшим, хотя уже и почти зимним паркам.
Экспозиция продлится до 18 ноября.
Елизавета Федорович, редакция Пушкин.спб.ру