Музей-заповедник «Царское Село» получил в дар предметы, принадлежавшие Александре Александровне Теглевой (1884–1955) — «старшей комнатной девушке», воспитывавшей великих княжон, дочерей Николая II. Мемориальные вещи передала музею ее 83-летняя племянница Мари-Клод Жильяр Кнехт, которая живет во Франции.
Одно из ювелирных изделий — брошь, которую Александре подарили по случаю 300-летия Дома Романовых в 1913 году. На ней — личный герб Романовых, золотой грифон. Брошь украшена четырьмя рубинами и одним бриллиантом. Предположительно эту работу выполнил знаменитый Карл Фаберже. Второй предмет — часы торгового дома «Павелъ Буре», которые были подарены двадцатилетней Александре в 1904 году, о чем свидетельствует гравированная надпись на корпусе: «Подарено Государыней императрицей 24 декабря 1904 года».
Александра Теглева («старшая комнатная девушка», в императорской семье ее называли Шурой) — потомственная дворянка. С 1902 года была няней при императорских детях. Имела комнату на втором этаже Александровского дворца, рядом с комнатами великих княжон. Добровольно отправилась за семьей последнего российского императора в ссылку в Тобольск. Затем переехала с царскими детьми в Екатеринбург, но в Ипатьевский дом не была допущена и отправлена обратно в Тобольск. В Тюмени оказалась, когда город занял адмирал Колчак. Вскоре переехала в Омск, затем в Верхнеудинск. В 1920 году через Владивосток вместе с учителем императорских детей Пьером Жильяром эмигрировала в Европу. В одной из гостиниц Парижа жила с семьей следователя Николая Соколова, расследовавшего убийство семьи Николая II. В 1922 году вышла замуж за Пьера Жильяра. Жила в Лозанне, родном городе Жильяра.
Все документы, имеющие отношение к Жильяру и Теглевой, сейчас хранятся в Фонде Пьера Жильяра библиотеки кантонального Университета (BCU) Лозанны. Мари-Клод Жильяр Кнехт и ее родственники разрешили сотрудникам музея скопировать целый ряд документов, включая сделанные Жильяром 200 фотографий, и предоставили право использовать их в выставочной и исследовательской деятельности. Среди них — письма Жильяра родителям и брату в первые годы пребывания в Александровском дворце; его воспоминания о жизни в Сибири и пребывании в ставке Колчака; письма цесаревича Алексея любимому учителю («Жилику»); подписанные императрицей Александрой Федоровной открытки; ноты к известной молитве великой княжны Ольги Николаевны, завершающейся словами «и дай мне силы молиться за врагов».
Кроме того, госпожа Жильяр Кнехт передала музею фотографию молодого Жильяра и его же незадолго до смерти (1962); две фотографии Александры Теглевой 40-х и 50-х годов прошлого века, а также полотенце: на нем Теглева вышила гладью Спасскую башню московского Кремля.
Мари-Клод Жильяр Кнехт восемь лет прожила вместе с Александрой Теглевой (ее крестной) и Пьером Жильяром — своим родным дядей. Они рассказывали племяннице о жизни в семье Романовых, о царских детях, фотографии которых Теглева увезла в эмиграцию. И в каждом доме, в котором она жила, была своеобразная мемориальная комната, в которой находились снимки императорских детей, ее воспитанников.
Материал предоставлен ГМЗ «Царское Село», сайт Пушкин.спб.ру