Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Закрытие сезона в Зале на острову

27 августа, в субботу, в павильоне Зал на острову состоялся последний в этом сезоне концерт. В рамках цикла «Современные пианисты Санкт-Петербурга» выступил Павел Райкерус. В этот вечер он играл фортепианную музыку гениального венгерского композитора-романтика и величайшего пианиста ХIХ столетия Ференца Листа.

Об исполнителе

zakrytie_sezona2september11-01

Павел Райкерус родился и вырос в Санкт-Петербурге. Он закончил консерваторию по классу фортепиано у профессора Александра Михайловича Сандлера. Павел отличается очень широким музыкальным кругозором, так как его репертуар не ограничивается одним стилем, а охватывает многие направления: пианист удачно исполняет произведения композиторов различных эпох. Его имя хорошо известно любителям музыки – на его концерты публика приходит с огромной радостью, и в музыкальных кругах его уважают. Лауреат многочисленных международных конкурсов Павел Райкерус успешно выступает в лучших концертных залах России, Европы и Соединенных Штатов Америки, а на сцене Зала на острову этот молодой петербургский музыкант играл во второй раз.

Программа состояла из произведений Ференца Листа. 22 октября этого года мировое музыкальное сообщество будет отмечать двухсотлетие этого композитора и, учитывая тот факт, что Лист прожил 75 лет, – 125-летие со дня смерти великого маэстро. О судьбе Ференца Листа можно писать романы, и тем не менее жизнь этого человека до сих пор не укладывается в сознании. Он являлся масштабной личностью, написал много замечательной музыки, был гениальным пианистом-виртуозом, педагогом, дирижёром и даже общественным деятелем.


О программе

Программа этого концерта была примечательна тем, что звучала только оригинальная музыка Ференца Листа, и она представила его композиторское искусство в сфере фортепианной музыки во всём разнообразии. Программу открывала фортепианная Соната си-минор, её ещё называют Фауст-соната.

zakrytie_sezona2september11-02

Далее в программе прозвучали произведения Ференца Листа, которые относятся к позднему периоду творчества этого композитора. Это три пьесы: «Багатель» без тональности, «Серые облака» и «Навязчивый чардаш». Они были написаны в последние пять лет жизни художника, в 80-е годы XIX столетия. Конечно же, эти сочинения заметно отличаются от привычного представления о фортепианной музыке Ференца Листа. В них нет того богатства фактуры, привычной листовской виртуозности, присущих другим произведениям маэстро. Но в них, в любом случае, много новых гармонических открытий. Здесь преобладает состояние созерцательности и даже каких-то мистических откровений.
После этого Павел Райкерус исполнил пьесу Листа «Легенда № 2», она также называется «Святой Франциск из Паолы, идущий по волнам». Произведение создано в 1863-1866 годах по 35-й главе жизнеописания святого Франциска из Паолы и под впечатлением от гравюры немецкого художника-романтика Иоганна Эдуарда Стейнле. Франциск из Паолы – основатель нищенствующего монашеского ордена (Италия, XV век). Члены этого ордена принимали обет бедности, то есть не имели собственности и целиком зависели от милостыни людей.

zakrytie_sezona2september11-03

В предисловии к печатному изданию сочинения Лист пишет: «Среди многочисленных чудес святого Франциска из Паолы легенда прославляет одно чудо, которое он совершил, переправляясь через Мессинский пролив. Лодочники отказались взять на свою барку человека такого неказистого вида; но он не обратил на это внимания и пошел уверенным шагом по морю. Один из наиболее известных художников современной школы Германии господин Стейнле вдохновился этой историей и изобразил на замечательном рисунке, обладанием которым я обязан доброте княгини Витгенштейн, следующее: святой Франциск стоит на бурных волнах; они несут его к цели по велению веры, которая управляет природой. Его плащ растянут под ногами; он поднял одну руку, как бы приказывая стихиям; в другой руке он держит горящий уголь, являющийся символом внутреннего огня…, а его взгляд спокойно обращен в небеса, где сияет в непорочной и вечной славе девиз святого Франциска «Милосердие!» (Charitas!)».
Музыкальное произведение начинается со звучания хорала, темы, которая является сквозной для этой пьесы и которая символизирует могущество и величие святой веры.


Завершение

В завершение концерта прозвучал этюд «Дикая охота». «Дикая» – значит «дьявольская». Это сочинение входит в серию «12 трансцендентных этюдов», то есть произведений, требующих высшего пианистического мастерства от исполнителя.
Зрители так были впечатлены игрой Павла Райкеруса, что не отпускали его со сцены, всё время аплодируя. После нескольких выходов на поклон пианист решил-таки исполнить на бис ещё одно произведение Ференца Листа, которого, правда, не было в основной программе, – Сонет Петрарки № 104. Но, не проиграв и пары секунд, Павел остановился – исполнению помешали подаренные в изобилии цветы, которые лежали на рояле и препятствовали правильному звучанию инструмента. Для устранения неполадки тоже потребовалась пара секунд, но потом всё прошло как по маслу. И на этот раз аплодисменты были столь же оглушительными, как по окончании основной программы концерта, но менее продолжительными – зрители всё же решили дать музыканту отдохнуть после такого сложного выступления.

zakrytie_sezona2september11-04

Единственное негативное впечатление после концерта, как бы жестоко это ни звучало, оставила парочка совсем юных зрителей, которые не смогли спокойно высидеть на своём месте даже время, отведённое под исполнение первого произведения из программы. В связи с этим большая просьба на будущее: уважаемые родители, если вы хоть чуть-чуть сомневаетесь в том, что ваше горячо любимое чадо вытерпит 1,5 часа серьёзной классической музыки, сто раз подумайте, прежде чем брать своего ребёнка с собой на концерт. Может, для всех будет лучше, если дети останутся дома? Заранее спасибо.

Тарас Ясинко, редакция Пушкин.спб.ру