Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Первый раз в первый класс. Как помочь ребёнку подготовиться к школе

При поступлении ребёнка в начальную школу в обязанности родителей входят не только выбор хорошей школы, покупка принадлежностей для уроков и школьной формы, но и моральная поддержка ребёнка. К сожалению, даже сильно любя своё чадо, далеко не все родители придают этому этапу большое значение. Как утверждают многие детские психологи, хорошей учёбе в первую очередь способствует хорошее настроение и душевный комфорт ребёнка. Соответственно, нужно быть готовым прийти на помощь ещё до начала и в первые месяцы обучения.
Первый класс – это переломный момент в жизни дошкольника, это кардинальная смена образа жизни. Каждый родитель должен понимать и чувствовать ответственность за душевное состояние своего ребёнка.

school1september11-01


Двойная подготовка

Психологическая подготовленность к школе заключается в двух составляющих: личностной и интеллектуальной.
Интеллектуальная готовность выражается у ребенка в тяге к знаниям, готовности учиться и изменить свой образ жизни, столкнуться с новыми обязанностями, а также в стремлении к общению со сверстниками.

Личностный компонент – это не только потребность в коммуникации с одноклассниками и учителями, а умение с ними общаться, способность исполнять роль ученика, то есть систематически и напряжённо работать, подчиняться нормам, ограничениям и требованиям школы. То есть кроме желания идти учиться ребёнку необходимо быть готовым к школе.

Соблюдение баланса этих двух составляющих могут помочь преодолеть этот непростой жизненный этап. Во время учёбы родители должны организовать все так, чтобы ребенок  не страдал, а получал положительные эмоции от процесса учёбы. С их стороны важнее этой задачи в процессе подготовки к школе нет ничего.
Для этого необходимо помнить о следующих факторах.

Во-первых, все дети разные и развиваются по-разному, поэтому к каждому необходим индивидуальный подход.

Во-вторых, подготовка к школе – это не только умение читать, считать и писать, а длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы, а лучше начинать заранее и вести постепенно.
Врачи советуют обратить пристальное внимание на общее состояние ребенка, то есть стараться приучать его к соблюдению режима дня: ежедневному подъёму в 7 или 8 часов утра и обязательному чередованию отдыха с занятиями. Перегружать занятиями маленького ученого не стоит,  так как, лишая ребёнка полноценного отдыха, можно добиться прямо противоположного эффекта – утомления и нежелания учиться.

В-третьих, не менее важна физическая готовность. Родителям необходимо помнить, что нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной. Если у малыша есть нарушения здоровья, нужно проконсультироваться с врачом и получить рекомендации относительно коррекции состояния и организации процесса обучения. Ребёнку всегда необходим свежий воздух и полноценное питание. Можно заранее заняться физической подготовкой, например, занятиями в спортивной секции, дающими помимо здоровья также и дисциплинарные навыки. Не стоит сильно вмешиваться в обучение, так как эмоциональное отношение к учебному процессу может само по себе стать причиной стресса ребёнка.

Важно также познакомить ребенка с учителем ещё до начала занятий, посетить классную комнату, дать ему посидеть за партой и все рассмотреть, чтобы потом малыш не растерялся в незнакомой обстановке. Кроме всего прочего, родителям необходимо больше внимания уделять собственному поведению, так как ребёнок перенимает от мамы и папы буквально все. Например, воспитывая у него умение слушать, стоит сначала самим в присутствии ребенка стараться выслушивать друг друга и адекватно выстраивать диалоги.

school1september11-02


Кризис бывает разный

Всё чаще такое понятие, как кризис семи лет, упоминается педагогами и психологами. Нина Геннадьевна Рыбчинская, детский психолог с большим стажем, работающий в дошкольном центре развития «Альтернатива» в Пушкине (бульвар А. Толстого, 36), где проводятся развивающие занятия для детей разного возраста, рассказала об основных симптомах, причинах кризиса семилетнего возраста, а также о том, как его преодолеть.

Симптомы кризиса
Если ребенок стал агрессивным, вспыльчивым или плаксивым, раздражительным, быстро утомляемым и тревожным, неуверенным в себе, легко возбудимым или, наоборот, заторможенным, это значит, что у вашего малыша кризис семи лет. Нина Геннадьевна прокомментировала, что в этом возрасте, как никогда, нужно быть внимательным к своему чаду. Кризис семилетнего возраста проявляется всегда у всех детей. У одних в слабой форме, а у других в более сильной. При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребёнок резко меняется и становится более трудным в отношении воспитания.

Причины кризиса
Это время, когда в детском организме происходит множество процессов. Большое давление оказывается на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, у малыша начинается спад энергии, из-за чего он становится капризным и нервным. Это связано с адаптацией к новым условиям: ребенок понимает, что взрослеет, постепенно теряет свою детскую непосредственность. Если ранее смыслом его жизни были игры, то теперь они отошли на второй план. Наступил этап так называемого «возраста почемучек», когда ребёнок начинает ощущать нехватку знаний, у него пробуждается информационный голод, тяга ко всему новому и осознание смысла всего, что его окружает. 

Как преодолеть кризис 
Если малыш что-то спрашивает, заинтересован в чем-то, всегда необходимо не полениться и постараться понятно всё ему разъяснить. Например, показать, как правильно готовить салат, или дать самому попробовать порезать овощи, а также обязательно помочь со школьными предметами. Если ребёнок усвоит знания, получит новый опыт, его самооценка повысится, он начнёт чувствовать себя более уверенно. Если же малыш не получает смысловую информацию, то у него появится нехватка навыков и знаний, и он будет думать, что не дотягивает до того уровня, чтобы его уважали окружающие. По мнению психологов из центра развития «Альтернатива», в таком нелегком возрасте важно правильно реагировать на действия ребенка. Если дошкольник или ученик начальных классов плохо воспринимает новые знания, ни в коем случае нельзя его ругать, нужно не пожалеть времени и поговорить с ним, разъяснить всё, что необходимо. Когда малыш усвоил информацию, обязательно нужно его похвалить. Тогда он осознает смысл своих поступков и поймет, что у него все получилось, и это повысит его самооценку.

school1september11-03


Фундамент в будущее

Папы и мамы должны понимать, что они в ответе за самовосприятие и адаптацию своего ребёнка в окружающем мире, а такие важные качества, как уверенность в себе, закладываются в очень раннем возрасте. Если ребёнок слишком впечатлителен, замкнут и стеснителен, с ним следует постоянно разговаривать, ненавязчиво спрашивать о школьной жизни, подбадривать, говорить, что у него все получится. Важно, чтобы в общении было больше бодрости и оптимизма и меньше волнения. Малыш интуитивно это почувствует и увидит, насколько он приятен и интересен для людей. В возрасте шести-семи лет ребёнок собирает о себе мнение, поэтому, ощутив безразличие, он перестанет проявлять активность. После первого дня в школе нужно спросить у ребенка о его чувствах и впечатлениях. Успокоить его волнение и сказать, что при возникновении проблем его не оставят в беде.

Если же ребёнок гиперактивен и все жалуются на его поведение, если он невнимателен, импульсивен, не способен ждать и криклив, то посещением спортивных секций проблему не решить, а в некоторых случаях можно только её усугубить. В подобном состоянии ребенка необходимо, по словам Нины Геннадьевны, отвлечь простым прикосновением или немного потрясти, а далее постараться выстроить диалог так, чтобы успокоить его. При более сложных случаях не обойтись без помощи врача, который диагностирует синдром гиперактивности и пропишет специальные лекарства.

Также Нина Геннадьевна советует сходить к преподавателю и вовремя рассказать о проблемах, чтобы избежать ситуаций, которые могут навредить душевному состоянию малыша. Ведь самое главное для первоклассника – это не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе.    

Елизавета Федорович, редакция Пушкин.спб.ру