Красный граф
Место интеллектуального пиршества. В 30-е годы прошлого века так называли гостеприимный дом Алексея Толстого писатели и музыканты, актеры и художники. Алексей Николаевич жил в Детском Селе с 1928 г. по 1938 г. Современники оставили о жизни писателя немало противоречивых воспоминаний, в которых были и восхищение, и зависть, однако никто из них не выразил сомнения в том, что Алексей Толстой является большим русским писателем. С героями «Золотого ключика» каждый из нас знаком с детства. Любимыми книгами были «Детство Никиты», затем «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита», потом «Петр I», «Хождение по мукам».
О создании концепции музейной экспозиции, которая откроется в ближайшие годы в доме Алексея Толстого, говорили участники «Царскосельской беседы», состоявшейся 20 января в Историко-литературном музее г. Пушкина.
На встречу приехали потомки Алексея Николаевича Толстого – внук Михаил Никитович и правнук Никита. Они передали в дар будущему музею рабочий стол А.Толстого, семейный рояль, а также ноты и книги.
Директор музея Наталья Давыдова рассказала о значении личности Алексея Толстого для нашего города, о том, что город в 30-е годы не превратился в «заштатное захолустье», наоборот, стал островком отдохновения для творческой элиты России. 30 лет общественность города боролась за сохранение дома Толстого, и только в последние годы удалось сдвинуть вопрос «с мертвой точки». Ведомственные структуры так торопились оформить документы о передаче здания с баланса «Водоканала» музею, что даже не успели поменять его название, и сегодня Историко-литературный музей владеет объектом недвижимости под названием «База отдыха». Совсем скоро в деревянном особняке XIX века, построенном архитектором Видовым и известном также как дом Вуича, начнутся реставрационные работы, поэтому музейщики трудятся над будущей экспозицией. В планах – восстановить рабочий кабинет Алексея Толстого. Потомки писателя, уже передавшие часть семейных вещей для экспозиции, обещали продолжить сотрудничество.
Михаил Никитович преподнес в дар музею метроном как дополнение к музыкальному инструменту. В своем выступлении он говорил о жизни семьи Толстых.
– Я благодарен перестройке за то, что стало возможным писать обо всем, – заметил он, – но у меня есть упрек к литературе этого времени: в ней всплыло то, что и печатать-то не стоило!
Критикуя воспоминания некоторых писателей об А.Толстом, он сожалел о том, что многие «факты» были просто сплетнями. А как много было анекдотов о Толстом! И рассказал один из них: к посетителю выходит слуга писателя в ливрее и говорит: «Их сиятельство уехали в райком». А вот другой случай, когда на одном званом обеде (во время попытки установить сухой закон) Алексей Николаевич прошел вдоль стола, увидел на нем только минеральную воду и, сказав: «А, боржом», ушел, – Михаил Никитович признал правдой – это было! – и выразил предположение, что в числе приглашенных были не интересные для него люди.
– Моя двоюродная сестра, Елена Дмитриевна, профессор филологии, раскопала интересные факты, – рассказал Михаил Никитович. – Так, в начале 20-х годов Алексей Николаевич на показе мод в Берлине увидел молодую красавицу модельной внешности, которая ходила по подиуму в костюме марсианки. Во время перерыва Толстой зашел к ней за кулисы познакомиться. Оказалось, что она русская, бывшая институтка, а в годы гражданской войны служила в кавалерии. Командир эскадрона был ее близким другом. Когда его убили, она не захотела остаться в армии и сбежала за границу. После этой встречи Алексей Николаевич написал «Аэлиту» и «Гадюку». Это пример того, как писатель умел из всего добывать сюжеты для своих произведений.
Нередко Алексей Николаевич покупал на рынке старые понравившиеся ему портреты, развешивал их в доме, а потом рассказывал гостям, что это его родовитые предки. Сначала ему верили, а потом сердились: «Вот враль!». В доме Толстых было установлено правило для детей по части вранья: «Врать можно сколько угодно, лишь бы это не было для твоей выгоды!». Выдумывать можно было все, что угодно, это развивало творческое начало в детях.
Из поколения в поколение в семье передавалось уважение к писательскому творчеству, а также воспитывалось неприятие языковой неграмотности. Использование жаргонных слов допускалось при условии, что это будет по-русски хорошо и складно.Одной из причин, почему Алексей Толстой не пожелал оставаться в эмиграции, Михаил Никитович назвал нежелание говорить на иностранных языках. Однажды, когда 5-летний Никита, увидев в Париже, как автомашина чуть не врезалась во что-то на большой скорости, спросил: «Тут будет маленький катастроф?», Толстой запаниковал, потому что очень не хотел, чтобы его дети перестали чувствовать русский язык. По его убеждению, без русского языка жить было нельзя! И это было одной из причин возвращения в Россию. Кроме того, в стране начинался НЭП, и казалось, что жизнь налаживается.
В заключение Михаил Никитович рассказал об атмосфере, которая царила в доме Алексея Толстого в Детском Селе. Многочисленные гости, приезжавшие к писателю, знали, что они свободно могут говорить на любые темы, никто «не настучит и не донесет». В доме царила чистая атмосфера культурного общения творческих людей, ничем не затуманенная. В кошмарной обстановке, которая была в 30-х годах, дом стал оазисом, убежищем здравых мыслей, и творческие люди стремились сюда прежде всего за общением.
Михаил Никитович горячо поддержал проект создания музея истории России конца XIX – начала XX в. В обсуждении этого вопроса приняли участие директор Всероссийского музея А. С. Пушкина С.М. Некрасов, заместитель главы администрации района Т. В. Боголюбова, генеральный директор ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» И. П. Пахоруков и директор музея Аграрного университета В. В. Тарасов.
На встрече прозвучали музыкальные произведения в исполнении педагогов музыкальной школы № 45 Александра Севастьянова (скрипка) и Татьяны Емелеевой (фортепиано). Завершилась встреча показом документального фильма «Красный граф».
Материал «Царскосельской газеты», 24 января – 1 февраля 2013 года № 50 (10006)