Выставка, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и памяти тех, кто сохранил дворец и парк, открылась в Государственном музее-заповеднике "Павловск".
Название IN MEMORIAM, которым устроители объединили обширную экспозицию, можно перевести как "Память". Память о длительном периоде времени – от оккупации Павловска фашистскими войсками до наших дней. Выставка рассказывает о судьбе коллекции, о гибели музейных предметов и о возвращении их в коллекцию дворца. И, конечно, о тех, для кого спасение и сохранение музейных предметов стало высокой миссией и ежедневной работой.
И вещи разговаривают…
На торжественном открытии выставки директор Государственного музея-заповедника "Павловск" Вера Дементьева напомнила высказывание Агаты Кристи: "И кто утверждает, что вещи молчат? Лично со мной они разговаривают". И продолжила: "Рассказы" музейных экспонатов о том, как они вышли из страшной войны, как порой ценой собственной жизни спасали их люди, может услышать каждый, пришедший на выставку. А помогли оживить страницы военных и послевоенных лет нынешние научные сотрудники музея. По их убеждению, о Павловске тоже надо говорить, как о великой победе. Самоотверженный труд наших музейщиков сохранил культурное достояние. Их воля и творческая энергия, способность к возрождению национального сокровища спасли дворец и парк".
Автором концепции выставки стала сотрудник музея-заповедника Ольга Ламеко, ей помогали Наталья Петрова, главный хранитель музея Алексей Гузанов и заместитель директора по научной работе Рифат Гафифуллин. Он рассказал, как в 1941 г. в сложнейших условиях начавшейся войны сотрудники дворца трудились для спасения музейных ценностей. Из 23 тысяч предметов они сумели порой ценой своей жизни вывезти в Сарапул, в Горький, а потом в Новосибирск более 13 тысяч экспонатов. Часть коллекции сохраняли в блокадном Ленинграде. Очень важной частью работы хранителей стало возвращение в музей экспонатов, пропавших во время боевых действий. Директор дворца-музея Анна Зеленова в 1944 г., сразу же после освобождения Павловска, организовала их поиск на территории Ленинградской области.
Четыре раздела, четыре истории
Новая выставка разделена тематически, и первый ее раздел – "Возвращение". В библиотеке Росси представлены предметы, найденные в 1944 г. на территории Павловска и его окрестностей, – живопись и бронза, коллекция литиков, которая вернулась из Риги, и чертежи, хранившиеся здесь до войны. Представлены вазы итальянского мрамора, что возвращены в нынешнем году из Австрии, а также книги из собрания библиотеки Росси, которые вернул дворцу Штефан Шулленбург, внучатый племянник последнего германского посла в СССР в предвоенные годы.
Второй раздел выставки "Потери" разместился в Буфетной. Здесь демонстрируются пострадавшие в войну предметы, восстановление которых, к сожалению, невозможно. Среди них уникальные вышитые и тканые бордюры XVIII–XIX веков, сохранившиеся лишь фрагментарно (в большинстве своем погибшие вместе с драпировками), редкие фарфоровые изделия и алебастровые вазы в руинированном состоянии.
Концертный зал дворца отведен теме "Архитектура". В акварелях и графике советских художников послевоенного времени запечатлены варварски разрушенные залы дворца. Здесь же посетители увидят документальный фильм о реставрации и возрождении музейного комплекса.
Один из самых важных разделов экспозиции – "Хранители". В Кавалергардской представлены документы и фотографии научных сотрудников музея в предвоенные и первые послевоенные годы: это Федор Выходцев, Юлия Асатур, Анна Зеленова, Николай и Зоя Вейс, Ксения и Георгий Куровские и другие. Готовя выставку, большую работу провел отдел научной части музея. Старший научный сотрудник дворца Наталья Петрова на открытии выставки вспомнила о том, как кропотливо собирались сведения о предвоенных сотрудниках дворца и парка: "К сожалению, эти люди не дожили до сегодняшнего дня, но, к счастью, остались их потомки, которые нам очень помогли, – рассказала она. – Среди них Генрих Николаевич Вейс, сын главного хранителя Павловского дворца. Марина Константиновна Асатур (ее мама работала в отделе учета) предоставила нам фотографии из своего архива. Мы встретились с Татьяной Дмитриевной Лапшиной, мама которой трудилась начальником отдела учета, а папа – фотографом в музее Павловского дворца. У них сохранился достаточно хороший семейный архив, фотографии из него можно увидеть сегодня в Кавалергардской. Много интересных сведений дало знакомство с Хасаном Нурмухамедовым, приемным сыном Натальи Ивановны Громовой, известной всем по составлению большого объема исторических справок. Практически весь наш научный архив – это ее большой труд. Потомки довоенных сотрудников росли здесь, в Павловске, здесь встретили войну. Они бережно хранят память о своих родителях".
Выставка " In memoriam" насыщена не известной широкому зрителю информацией. Вот в Тронном зале фото большой овальной вазы темного порфирного камня с зеленоватыми камнями, для которой русские мастера выполнили тумбу из красного песчаного камня с бронзой. Ваза была изготовлена на Екатеринбургской гранильной фабрике и подарена императором Николаем I матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1827 года. В том же году ваза была доставлена в Павловск и установлена в большом Тронном зале. К сожалению, вазы этой больше нет, как и множества предметов, бывших украшением дворца и свидетельствовавших о национальных талантах. После фашистской оккупации осталась только ее фотография.
"Мы уходим, а красота остается"
Память о людях, отдавших много лет жизни, сил, таланта дворцу-музею, сохраняется здесь бережно не только в документах, но и в живых воспоминаниях ветеранов – друзей дворца, которых пригласили на открытие выставки.
Жительнице Павловска Нине Ивановне Дмитриевой (в девичестве Козловой) было 13 лет, когда в 1944 г., после освобождения советскими войсками Павловска, она начала работать ученицей-наборщицей в типографии. "Мы вернулись в город после освобождения пешком, – вспоминает она. – Во всем Павловске было от силы 200 человек. Нам привозили из Ленинграда похлебку – фасоль или чечевицу. На работающего человека давали одну поварешку в сутки. И во время одного такого "обеда" к нам подошла Анна Ивановна Зеленова. Рабочих у нее в штате еще не было, и она обратилась к нам, молодежи, за помощью. Откликнулись все десять наших типографских комсомолок. Когда подошли к центральному входу Павловского дворца, все три его этажа лежали на земле! Над обожженными, сгоревшими стенами не было ничего – только яркое голубое небо. Под ним – высокие горы песка, земли, золы, обгоревшие части дверей, потолков… Анна Ивановна попросила нас искать фрагменты скульптур – все, какие есть, даже самые маленькие. Из "терриконов" мусора выше меня ростом мы выбирали все, что казалось похожим на произведения искусства, и скоро на плацу возле памятника Павлу I выросла огромная куча обломков ног, рук, голов некогда прекрасных богов… Мы помогали корчевать пни и сажать молодые деревца возле Павловского вокзала. Но самым замечательным стало освобождение статуй в районе Двенадцати дорожек, которые перед приходом фашистов закопали в землю работники дворца-музея. Тогда там росли здоровые дубы. Через их крепкие сучья мы перекидывали канаты и из ямы вытягивали тяжелые бронзовые скульптуры. Нашему девчоночьему коллективу удалось вытащить только две фигуры, на большее сил уже не хватило. Из тех девчонок – Ани Коношевой, Веры Задворновой, Маши Швитовой, Риты Петровой и других – осталась в живых сегодня я одна. Статуи наши – Евтерпа и Мельпомена – стоят, словно и не было тех страшных лет. Приходя в парк, я всегда с ними здороваюсь. Мы уходим, а красота остается".
Выставка в ГМЗ "Павловск" будет работать до 30 сентября.
Татьяна Горшкова