В наши дни город Пушкин стал не только известным туристическим центром, но и большим студенческим городком. В нем размещаются учебные площадки ряда престижных вузов, в том числе военного профиля. Одно из военных учебных заведений располагается недалеко от Софийского собора – это ПВУРЭ ПВО, Пушкинский филиал Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Наш с сестрой отец Борис Владимирович Скобинский тоже учился в "можайке", правда, в то время нынешняя академия называлась иначе – 1-е Ленинградское военное авиационно-техническое училище им. К.Е. Ворошилова.
Большую часть жизни отец носил форму – сначала военную, потом почти тридцать лет форму Гражданского воздушного флота. Доставая в День Победы из чехла парадную форму с наградами, листая страницы старых фотоальбомов, отец всегда с удовольствием вспоминал о своей непростой юности: о службе в Забайкалье, о своих однополчанах, но никогда не рассказывал о боевых действиях, в которых ему довелось принимать участие, – только незначительные или забавные эпизоды. Теперь уже трудно сказать, были эти воспоминания слишком болезненными или просто отец был сдержанным человеком, но несколько лет назад его не стало, и нам с сестрой захотелось восстановить страницы его военного прошлого. Из того, что нам удалось узнать, сложился этот небольшой очерк, который мы, дочери, посвящаем своему отцу.
Мечтал стать музыкантом…
Борис Владимирович Скобинский родился в Петрограде в неспокойном 1918-м. Его отец служил до революции коллежским секретарем на таможне, семья жила в центре города на Миллионной улице. Бурные "вихри" послереволюционного времени оставили нашу бабушку и троих детей без кормильца, поэтому сразу после окончания 10-ти классов Борис пошел работать, чтобы помочь матери "поднять" младших сестер. Скорее всего поэтому отец выбрал военную службу, хотя еще в школе играл в духовом оркестре на трубе и впоследствии не раз говорил нам о том, что всю жизнь мечтал стать музыкантом.
В 1939 году отец получил свое первое воинское звание – младший лейтенант и военную специальность авиационного техника. После окончания училища он был направлен в Забайкальский военный округ, где прослужил больше десяти лет. В годы войны авиационному технику Скобинскому довелось обслуживать разные типы боевых и транспортных самолетов: Ла-5, Як-7, И-153, которые он ласково называл "ласточки", "бычки" и "ишаки". Восхищаясь как профессионал современной сложной авиационной техникой, он всегда с уважением говорил, что эти первые военные машины 40-х отличались большой надежностью и простотой в эксплуатации.
Отец часто вспоминал один случай, произошедший с ним во время военных действий у реки Халхин Гол в Монголии: в качестве механика он был в составе боевого экипажа, выполнявшего задание на территории Монголии. Монголия – горная страна, и это создавало определенные сложности при полетах. Однажды, возвращаясь на базу после выполнения задания, самолет с трудом смог преодолеть горный перевал. "Мы летели на "запахе топлива" и приземлились на своем аэродроме практически без моторов", – весело рассказывал отец. Он не раз вспоминал эту историю, а мы всегда смеялись вместе с ним – он был хорошим рассказчиком и умел преподнести информацию с большим юмором. Но однажды у нас все-таки возник вопрос: почему военную машину подняли в небо, не заправив необходимым для полета количеством топлива? Отец сразу стал серьезным, долго молчал, а потом все же ответил: "Мы в тот день вообще чудом остались в живых, только поняли это уже тогда, когда посадили машину и увидели стоявших на взлетно-посадочной полосе командира и техника с непокрытыми головами, без фуражек… А когда покинули борт и осмотрели свой самолет, то осознали – мы долетели на "дуршлаке". В ходе выполнения боевого вылета, Ла-5 был подбит с земли – весь корпус самолета буквально изрешетило пулеметной очередью, одна из пробоин пришлась на бак с топливом, который, к счастью, не взорвался, никто из членов экипажа не был даже ранен. Неисправная машина, потеряв практически весь запас бензина, только благодаря мужеству и мастерству пилота и, как не раз подчеркивал отец, благодаря простой и прочной конструкции самолета, смогла вернуться на свой аэродром...
Особые медали
За 25 лет, отданных службе Отечеству, Борис Владимирович Скобинский не раз удостаивался правительственных наград. Мы всегда с гордостью смотрели на него 9 мая, когда он облачался в парадный китель, с обеих сторон груди сверкавший золотом и эмалью орденов и медалей. Есть среди них три особенные – медали "За победу над Японией", "За оборону Шанхая" и "Китайско-советская дружба". Об этих редких наградах и связанных с ними событиях хотелось бы рассказать отдельно.
Штаб Забайкальской авиабазы находился в Чите, а аэродром – примерно в 30-ти километрах, в небольшом поселке Домна. В Домне и сейчас располагается военный аэродром, а в поселке живут около 7 тысяч жителей – семьи летчиков, авиационных техников, персонала аэродромной обслуги. Сейчас – это современная воинская часть, а в 1939 году аэродром был еще молод. Стратегически это очень важная территория – по Забайкальскому военному округу проходит граница с Китаем, длина которой почти 1000 км. Город Чита, поселок Домна и военный аэродром находятся в котле, со всех сторон окруженном горами и горными хребтами, по этой территории проходит одна из важнейших железнодорожных трасс – Транссибирская магистраль: не случайно в предвоенные годы там был размещен крупный военный гарнизон.
В 1939 году, когда младший авиационный техник Б.В. Скобинский прибыл по месту назначения в 351-й истребительный авиационный полк, дислоцированный в районе Читы, наша страна уже стояла перед угрозой войны – со стороны Запада нарастала германская агрессия, а с Востока грозила нападением Япония. К 22 июня 1941 года, когда фашистские войска вероломно напали на нашу страну, территория СССР была поделена на 16 военных округов. В условиях начавшейся войны это число сократили, а часть округов сразу же стали действующими фронтами, как, например, Западный фронт. Остальные округа вдоль границ, где можно было ожидать нападения, стали фронтами, но недействующими – они жили в режиме боевой готовности, находились в состоянии ожидания возможных в любой момент военных действий. Таким недействующим до времени считался Забайкальский фронт. В течение 1941–1943 годов Забайкальский и Дальневосточный фронты прикрывали советские приграничные регионы от вторжения японских войск, сосредоточенных в Манчжурии, Корее, на Сахалине и Курильских островах.
В Забайкалье отец встретил свою первую любовь – Нину Марухненко, которая стала его женой, боевой подругой и матерью старшей дочери Валентины, родившейся в марте 1945 года, когда, казалось, что война уже скоро кончится. Через два месяца, 9 мая 1945 года, над зданием Рейхстага в Берлине взвился советский флаг – фашистская Германия капитулировала и военные действия в Европе завершились победой Советского Союза, но в Забайкалье все только начиналось. Об этих события и по сей день мало написано, наверное, историкам еще только предстоит открыть эту малоизвестную страницу. Не будучи специалистами в области военной истории, мы, тем более, не беремся комментировать или пересказывать военные действия в районах границы с Китаем в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века. На этот период у нас есть лишь фотографии в альбомах старшей из дочерей Скобинского Валентины, ее детские воспоминания и официальная информация о времени и причинах вручения отцу наград.
В послужном списке Б.В. Скобинского есть такая запись: "24.2.1945–2.2.1951. Заместитель командира авиаэскадрильи. 351-й Истребительный Авиационный полк, 245 Истребительной Авиационной дивизии, Забайкальский фронт. Пр. №…". Из исторических источников известно, что 351-й авиаполк 245-й истребительной дивизии входил в состав 12-й Воздушной армии, которая принимала участие в Советско-японской войне. Это – один из самых коротких в истории войн вооруженных конфликтов, который продолжался меньше месяца – с 9 августа по 2 сентября 1945 года. События разворачивались на большой территории, которая охватывала Манчжурию, Корею и острова Сахалин и Курильские. При всей кажущейся незначительности этих событий в них с обеих сторон были задействованы огромные по численности силы противников – только с советской и монгольской сторон в военных действиях приняли участие около двух миллионов солдат, больше пяти тысяч самолетов союзников. В этой "малой" войне Советский Союз потерял около 70 боевых самолетов.
28 апреля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1945 года старший техник-лейтенант Скобинский был награжден медалью "За победу над Японией".
Эскадрилья, в которой служил отец, в течение нескольких лет была дислоцирована в Китае. К сожалению, точных дат и последовательность событий на этот период его службы выяснить не удалось, поэтому мы ориентировались по годам, проставленным на фотографиях.
И вот мы, две сестры, раскладываем на столе старые альбомы, на страницах которых аккуратно наклеены руками первой жены отца Нины Семеновны Скобинской, рано ушедшей из жизни, фотографии 40-х и 50-х годов. Находим один из снимков: размытое нечеткое изображение – на фоне небольшой лужайки стоит группа офицеров авиаполка, командир эскадрильи вручает Б.В. Скобинскому знак "За оборону Шанхая", внизу снимка надпись: "51".
Старшая дочь Валентина вспоминает: "Я была совсем маленькой, когда вместе с родителями мы и другие семьи офицеров авиаполка, где служил отец, жили в Дальнем. Мы размещались в небольшой части города, которую взрослые называли "гоминьдановские дома". Из своего детства я не помню никаких военных событий – мы жили в Дальнем мирно, правда, временами в городке оставались только женщины и дети – отцы улетали в командировку. Так нам говорили, теперь я понимаю, что тогда в районе Шанхая еще продолжались военные действия. Официально советские войска в Китае выполняли дружественную миссию – обучали китайских военных и техников работе с современной авиатехникой".
Как отражение того периода среди наград отца хранится еще одна медаль. В переводе прилагаемой к медали наградной книжки (написанной китайскими иероглифами) сказано: "В ознаменование XXXV годовщины Советской Армии и 3-й годовщины со дня подписания Советско-Китайского Договора "О дружбе, союзе и военной помощи" военнослужащему Советских войск, находящихся согласно Советско-Китайскому Договору... в районе Порт-Артур (Китай) вручена юбилейная медаль "Китайско-советская дружба".
Чтобы помнили
После ухода в отставку в 1958 году отец вновь вернулся в родной Ленинград, здесь обрел свою вторую семью и еще более тридцати лет продолжал служить родной авиации – работал на авиационно-технической базе аэропорта "Пулково". С конца 50-х и до начала 2000-х, когда его не стало, Б.В. Скобинский жил в Пушкине. Но это, как говорится, "уже совсем другая история".
…Отец очень любил свою профессию авиационного техника, гордился ею и относился к работе со всей присущей военному человеку ответственностью, ведь у каждого своя взлетная полоса. У некоторых она оказывается длиною в целую жизнь…
Слишком многое важное в нашей жизни мы оставляем "на завтра", "на потом", а ведь это "потом" может и не наступить. Уходит из жизни целое поколение героев – наши ветераны, и только наше внимательное отношение к ним сможет сохранить в памяти их подвиг, чтобы знали наши внуки и правнуки, как выжили и победили их отцы, деды, прадеды.
Эмилия Скобинская,
Валентина Седова
P.S. Незадолго до торжеств, посвященных 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне, мы с сестрой приняли решение весь собранный материал о боевом прошлом нашего отца Бориса Владимировича Скобинского вместе с его наградами передать в один из музеев Петербурга, где, как мы надеемся, они займут достойное место в экспозиции, посвященной истории советской авиации Забайкальского военного округа в годы Великой Отечественной войны.
На фото:
Младший лейтенант Скобинский Б.В. 1940 г. Забайкальский ВО.
Сводный полковой оркестр, в верхнем ряду справа Скобинский Б.В. – труба с сурдиной. Конец 1940-х-нач. 50-х гг.
Дальний (Китай). Китайский («гоминьдановский») городок. Командир эскадрильи вручает Скобинскому Б.В. медаль «За оборону Шанхая», 1951 г.