Потрясающая новость пришла в редакцию из нашей больницы № 38 им. Н.А. Семашко: заведующий отделением неврологической реабилитации доктор медицинских наук Виталий Владимирович Ковальчук удостоен звания профессора Кембриджского университета (Великобритания).
Вместо предисловия
– А ты уверена, что правильно восприняла поступившую информацию? – настороженно-сдержанно спросила меня одна из коллег. – Посмотри, что ты пишешь: такого просто не может быть! Ты хочешь сказать, что из престижнейшего Кембриджского университета, основанного еще в XIII (!) веке, кто-то разглядел в нашем г. Пушкине скромную больницу им. Н.А. Семашко, взял одного из ее врачей и присвоил ему звание профессора этого английского университета? А потом еще пригласил туда читать лекции?
– Да, именно это я и хочу сказать. Да, англичане разглядели. Пора и нам, наконец, увидеть.
Один из врачей
Виталий Владимирович Ковальчук после окончания СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова и клинической ординатуры кафедры нервных болезней с 1995 года работает неврологом, в 1998 году принял непосредственное участие в создании и организации отделения неврологической реабилитации больницы № 38 им. Н.А. Семашко.
Разработал собственную комплексную программу по реабилитации и восстановительному лечению пациентов, перенесших тяжелые неврологические заболевания, в том числе инсульты, основанную на гармоничном сочетании различных методов физической, физиотерапевтической, нейропсихологической, психотерапевтической и медикаментозной реабилитации.
Ковальчук – доктор медицинских наук, профессор Европейской академии естественных наук. Он также является руководителем научно-методического центра восстановительного лечения и медицинской реабилитации (Санкт-Петербург), председателем Общества врачей восстановительной медицины Санкт-Петербурга.
Обладатель званий "Лучший врач России-2011", "Лучший врач мира-2012", "Почетный ученый Европы", "Человек года в мире-2012", "Великие умы планеты Земля XXI века". Лауреат международной премии Кембриджского университета "Выдающиеся достижения в медицине".
Ковальчук читает лекции студентам и уже дипломированным специалистам, с большим энтузиазмом воспитывает молодых ученых, аспирантов. Сейчас заканчивает обширную монографию "Реабилитация пациентов, перенесших инсульт".
Не буду утомлять читателей сложными медицинскими терминами, скажу только, что внедрение в практику реабилитации разработанных Ковальчуком новых методов лечения позволило более чем в три раза увеличить число пациентов, вернувшихся после болезни к своей профессиональной деятельности. 87,6% полностью парализованных при поступлении людей покинули больницу на своих ногах.
Ковальчук много ездит с лекциями по России. Только что вернулся из поездки в Курск, Орел и Москву. Рассказывает, что в Курске у него был аншлаг: желающим послушать его лекции не хватило мест в зале, медики сидели в проходах.
Интересно также, что в 1-м медицинском университете в Санкт-Петербурге он является единственным членом диссертационного совета из обычной больницы.
В 2013 году стал одним из организаторов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции по актуальным вопросам неврологии, кардиологии, кардионеврологии и реабилитологии "Пушкинская осень", которая состоялась в Санкт-Петербурге и была посвящена 200-летию больницы им. Н.А. Семашко. В работе второй такой конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Н.А. Семашко – первого наркома здравоохранения России, имя которого носит наша больница № 38, приняли участие медики из России, Санкт-Петербурга, Великобритании и США. Результатами конференции все участники остались очень довольны.
Спрашиваю Виталия Владимировича, обязывает ли его новое звание профессора Кембриджского университета читать лекции в этой престижной высшей школе?
– Да, конечно, – отвечает Ковальчук. – Кроме того, я читаю в различных странах мира выездные циклы лекций для врачей с целью повышения их квалификации. Организатором циклов является также Кембриджский университет. Например, в рамках курсов усовершенствования врачей проходят мастер-классы в ЮАР и Анголе.
"…И я – из России"
Наиболее полно информация о заслугах и регалиях доктора Ковальчука изложена мной в "Царскосельской газете" за 2012 г. № 23, стр. 11.
Помню, после выхода того номера отправилась я в редакцию за газетами. В коридоре столкнулась с достаточно известным человеком, тоже доктором наук, только "технарем". Он подошел ко мне с грустным видом и осторожно спросил:
– Наталья Викторовна, а вы сами верите в то, что пишите? Я понимаю, всякое бывает, но вот я, к примеру, тоже доктор наук, а меня никто в Европе ничем не награждает и никуда в "святая святых" науки не вызывает…
Как-то все это странно… Впрочем, это ваше дело… Я просто хотел вам напомнить, что сейчас такие времена, что даже государственный диплом врача можно купить в переходе метро, а не только эти никому не ведомые бумажки… И к тому же почему о таком гении пишет только "Царскосельская газета"?
Дальше он мог не продолжать. Мне и без того стало худо и обидно. Ковальчуку, естественно, ничего тогда не сказала, хотя позже выяснилось, что "технарь" был не единственным сомневающимся читателем.
Но, с другой стороны, действительно, почему про Ковальчука почти никто больше не пишет и по телевизору не показывает?
– Это вопрос скорее к вам, журналистам, а не ко мне, – терпеливо ответил доктор. – Например, Кембриджский университет после торжественного присвоения группе ученых (троим из Великобритании, одному из Аргентины и вашему покорному слуге из России) звания профессора передавал информацию об этом по месту работы и жительства каждого ученого пяти адресатам. В моем случае этими адресатами являлись администрация Санкт-Петербурга, Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга и средства массовой информации, в том числе Пятый канал ТВ.
Кстати, сюжеты показали и канал "Россия", и Первый канал ТВ. О газетах ничего сказать не могу.
Зависла тягостная пауза, во время которой у меня всплыли в памяти слова моего любимого писателя Сергея Довлатова о том, что каждый знает – у гениев должны быть друзья, но кто поверит, что его друг – гений?
Неосуществленные мечты
– Виталий Владимирович, большинство ваших желаний сбылось, а есть ли неосуществленные мечты?
– Да, я мечтаю о создании большого мультидисциплинарного центра реабилитации на базе нашей больницы № 38 им. Н.А. Семашко, где могли бы принимать и восстанавливать пациентов 5–6 специализированных отделений. Скажем, 2–3 отделения занимались бы реабилитацией пациентов с заболеваниями центральной нервной системы, 2–3 – с заболеваниями периферической нервной системы. Кроме того, необходимы отделения кардиологической и травматологической реабилитации.
Шагов в этом направлении было сделано немало. Так, первоначально была идея использовать под реабилитационный центр бывший профилакторий Ижорского завода (в Баболовском парке). Не получилось.
Затем последовало еще несколько нереализованных предложений. Все упиралось, как у нас обычно, в организационно-финансовые препятствия. Очень жаль. Все, что требовалось от меня – бизнес-планы, проработка структуры центра, необходимых помещений, оборудования, кадров – все было выполнено, но не пригодилось, хотя я много бессонных ночей провел над этими проектами.
Поступало интересное предложение о создании реабилитационного центра в Павловске (с выделением земли) от австрийских коллег…
Думаю, что на базе такого научно-практического центра мы могли бы проводить серьезные научные исследования по эффективности восстановительного лечения.
Но по действующим сегодня законам оформить документально научный центр на базе обычной больницы невозможно, так как в этом случае необходимо менять статус больницы.
Скажем, недавно о своем желании поучиться у наших специалистов по реабилитации заявили врачи из Пензы. Они согласны учиться даже без получения соответствующего сертификата, который мы и не можем им дать. Нет у нас таких прав…
И, конечно же, я хотел бы, чтобы такой научно-практический центр вел работу с молодыми специалистами, аспирантами, которые хотят быть учеными-практиками. Через больницу № 38 им. Н.А. Семашко проходит огромный поток больных, нуждающихся в реабилитации.
Соединить науку с практикой – великое дело. Наши идеи, кстати, горячо поддерживает и главный невролог Санкт-Петербурга академик РАМН Александр Анисимович Скоромец.
Все, что я делаю и о чем мечтаю, – все, в конечном счете, для пациентов.
Реабилитация – бренд больницы
(Из беседы с главным врачом больнцы № 38 им. Н.А. Семашко, кандидатом медицинских наук А.О. Гусевым)
– Александр Олегович, под вашим началом находится единственная в Санкт-Петербурге больница, где работает врач, профессор Кембриджского университета. Как складываются ваши отношения?
– У нас с Ковальчуком прекрасные отношения. Все возникающие вопросы решаем при полном взаимопонимании. Написали совместную монографию о реабилитации больных, перенесших заболевания системы кровообращения.
– Какие чувства вы испытали, узнав о присвоении сотруднику больницы столь высокого звания?
– Конечно, и я, и весь коллектив больницы испытали искреннюю радость и гордость за нашего коллегу. Поздравили нас по этому поводу и в Комитете по здравоохранению Санкт-Петербурга.
– Как вы относитесь к идее создания на базе больницы реабилитационного центра?
– И я, и наше начальство идею полностью поддерживаем. Более того, центр откроется у нас уже через 3–4 месяца на существующих площадях без изменения статуса больницы – на основе реструктуризации существующих отделений реабилитации. В состав центра войдут 30 коек для пациентов с соматическими заболеваниями, 60 коек – для больных с поражениями центральной нервной системы и 30 коек – для пациентов с заболеваниями периферической нервной системы. Центр будет работать на весь Санкт-Петербург. Для того чтобы центр расширялся, нужны новые помещения, а у нас их нет.
– А как обстоит дело с оборудованием?
– По программе модернизации у нас уже установлено лучшее реабилитационное оборудование в Санкт-Петербурге. Это, к примеру, КОН-ТРЕКС – единственный комплекс в мире, который позволяет проводить диагностику и тренировку для всех основных суставов верхних и нижних конечностей. Пациенты достигают скоростей движения на 30% выше, чем при работе на обычных тренажерах. Это также уникальная многофункциональная система для биомеханической диагностики и коррекции нарушения движений КОБС и многое другое. Все это, несомненно, помогает повысить эффективность восстановительного лечения.
"Меня держит воодушевление"
Заканчивая беседу с Ковальчуком, задаю доктору последний, "лирический" вопрос:
– Виталий Владимирович, как вам удается при вашей огромной занятости сохранять прекрасную физическую форму и в 47 лет выглядеть на 35?
– Меня держит воодушевление результатами работы. Это огромное счастье – видеть, как лежачий больной после лечения встает на ноги. Это огромное счастье – видеть жадные и радостные глаза слушателей во время лекции. Чувствуешь, что ты нужен, что приносишь реальную пользу пациентам, специалистам, студентам, аспирантам. Все это подвигает работать, работать, работать...
Эпилог
…У закрытого кабинета Ковальчука стояла раздраженная дама, похоже, родственница кого-то из пациентов.
– В конце концов, где я могу найти вашего заведующего?
– Сегодня вторник, Виталий Владимирович ведет запись больных для постановки на очередь на реабилитацию, – ответил проходящий мимо врач – сотрудник отделения.
– Да что вы мне говорите! – гневно возразила дама. – Была я на этой записи, там сидит какой-то парнишка, а мне нужен солидный, почтенный врач, доктор наук, заведующий отделением Ковальчук!
– Так это он и есть, – подтвердил сотрудник.
– Ну, это уже слишком! Сами не знаете, что говорите! – окончательно расшумелась дама и сердито хлопнула дверью.
…Воистину, нет пророков в своем отечестве.
Наталья ГОРСКОВА,
член Союза журналистов Санкт-Петербурга
P.S. Читатели, которых мучает вопрос, почему непонятный доктор Ковальчук не уезжает из России за границу, могут обратиться к "Царскосельской газете" за 2012 г. № 23.