Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Педагогика

Уроки вдохновения
    
«Музыка для меня – это энергетик, который может побудить делать то, что я физически не могу или не хочу делать…», «это ураган эмоций, который я не могу передать словами…», «это полезный душевный урок...», «счастье вдохновения», «мелодии моей души» – вот так написали четвероклассники школы № 257 в Новой Ижоре в своих эссе на тему «Для меня музыка – это:». Сделать такие глубокие выводы им позволили музыкальные уроки Татьяны Александровны Маковей.
    
– На одном уроке можно послушать музыку, на другом – написать эссе, на третьем – проиграть на инструменте свое настроение или поговорить о художниках, – рассказывает Татьяна Александровна. – Музыкальные уроки считаются дополнительной дисциплиной. Но это предмет, без которого невозможно раскрыть духовный мир ребенка. Музыка удивительным образом работает на пользу всему учебному процессу. Дети точно знают, что на моих уроках можно быть открытыми, высказывать свое мнение относительно музыки, потому что субъективность в оценке совершенно нормальна. Но свое мнение нужно уметь аргументировать. И ребята начинают рассуждать. Ученики музицируют, импровизируют. Ребенок подходит к инструменту и выражает свое настроение. Дети привыкают не бояться. Это очень важно.
    
На одном из уроков мы познакомились с художником-портретистом, потом с музыкой, которая может «нарисовать» природу, портрет. Кстати, портрет может изобразить и писатель, и художник, и композитор. И ученики на листочках пишут и рисуют автопортреты. Музыка способна отображать все чувства. Несколько звуков – и сразу понятно, что ребенок веселый, энергичный, активный; другой – скромный, тихий… Есть дети жесткие, есть – мягкие, нежные.
    
В первом классе мы описываем, например, какой дождик: веселый или мрачный, стучит по крышам или нет. На уроке каждый должен подойти к инструменту и сыграть свое настроение. Мне важно узнать мнение каждого, поэтому задача урока – умение при всех его высказывать. А еще мы поем: умеешь, не умеешь – пой. Сейчас есть трудности с детскими песнями, но мы их ищем. В песне важен текст – дети должны понимать, о чем они поют.
    
Старшеклассникам стараюсь подбирать оригинальные версии исполнения классических произведений. Например, выбрав оду «К радости!», которая входит в 9-ю симфонию Бетховена, я предложила ребятам несколько вариантов ее звучания. Я нашла в Интернете записи австрийских, испанских музыкантов, запись, где ее одновременно играют 1000 японских музыкантов, и неожиданный сюжет – футболисты мячами били в барабаны, выдавая ритм произведения. Очень непросто сделать музыкальный урок информационно насыщенным, глубоким.
    
Действительно, побывав на занятиях Т.А. Маковей, не заскучаешь. Я была участницей урока под названием «Мир нот». Почему разноязычные музыканты понимают язык музыки? Потому что у них есть своя азбука – нотные знаки. При мне ребята расшифровывали значение каждого нотного символа. ДО – значит Бог, РЕ – материя, МИ – чудо, ФА – космос, семья, СОЛЬ – солнце, ЛЯ – Млечный путь, СИ – небо (небеса). Из этих СЕМИ НОТ ребята составили эссе и сыграли каждый свой этюд. Музыкальный язык общения продолжился разминкой, затем игрой. На этом уроке я поняла, что главный  секрет педагогического мастерства Татьяны Александровны – в калейдоскопе форм познания изучаемого предмета.

Лариса Нуждина, школа № 257