27 июня 2014 года умерла учитель от Бога, вдова художника-реставратора Игоря Иосифовича Пиккиева Ольга Ивановна. Многие годы она была членом краеведческого клуба "Отечество" в библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка. Недаром одно из последних заседаний клуба было посвящено ее памяти. На вечер пришли учителя, когда-то работавшие с ней, ученики, просто люди, знавшие ее. Казалось, что она была знакома если не со всеми жителями города Пушкина, то со многими, и многим из них оказала ту или иную помощь.
Родилась она 18 декабря 1931 года в Душанбе в семье военного. Вскоре семья оказалась в Якутске. Здесь Иван Адреянович (отец Оли) учил ее ездить на ездовых собаках. Когда у него выдавалось свободное время, он с дочерью предавался каким-либо проделкам и забавам. В 1939 году отца, а он был военным высокого ранга, срочно вызвали в Москву. После этого он пропал. Мать, Наталья Александровна, долго скрывала от Оли, что она дочь "врага народа", а что муж был расстрелян, она и сама не знала. Годы перед войной они жили в Ленинграде в проходной комнате в квартире дедушки.
В начале войны Наталья Александровна стала начальником приемного покоя эвакогоспиталя № 1331, располагавшегося во Дворце культуры им. Кирова. В конце августа она с дочерью эвакуировалась с госпиталем в Вологодскую область. По дороге их состав подвергся авиабомбежке, и эти впечатления остались у Ольги Ивановны на всю жизнь. Пережитый страх невозможно было забыть. В селе Богородском, где расположился госпиталь, мать постоянно пропадала на работе, а Ольга была предоставлена сама себе. Она вместе со взрослыми, чем могла, помогала фронту. Подчищали колхозные поля – ведь любой колосок, маленькая картофелина – все работало на победу.
После войны мама с дочерью вернулись в Ленинград. Жили они в доме на углу улицы Декабристов и Львиного переулка, и это место во многом определило жизненные пристрастия Ольги. Город Достоевского, Крестовского, узкие дворы-колодцы, доходные дома. А рядом театр имени Кирова (ныне Мариинский), консерватория. Мама во время войны, сделав сложную операцию, спасла жизнь солисту театра Решетову. И он всю оставшуюся жизнь обеспечивал маму и Ольгу контрамарками.
Настало время для Ольги определиться с профессией. Решила пойти в Первое педагогическое училище, чтобы стать учителем. В школе не повезло с учительницей, которая не доверяла детям. И Ольга, пережив в детстве серьезный конфликт со взрослым человеком, дала себе обещание стать учителем с большой буквы. Но в Первое училище ее документы не взяли. Так аукнулось то, что она дочь "врага народа". Пришлось поступить в другое училище.
Азы преподавания Ольга постигала в школе на Лиговском проспекте, затем работала в 360-й. Именно здесь она выпустила из начальной школы своих первых воспитанников, которые на протяжении всей последующей жизни собирались в День учителя у нее дома. И так до ее смерти.
20 февраля 1954 года Ольга вместе с подругой была на прогулке в Екатерининском парке. Решили взять напрокат лыжи в Вечернем зале. Именно там она познакомилась с молодым художником Игорем Пиккиевым. У них, как оказалось, было много общего, и когда они стали встречаться, то не могли наговориться. Разговоры о книгах, театре, кино, искусстве. Любопытно, что потрясающую эрудицую Ольги в начале ее жизни, а затем Ольги Ивановны в более поздние годы отмечали все, кто с ней соприкасался. Игорь ввел Ольгу в свою компанию, где она встретилась с художником Леонидом Любимовым, скульптором Анатолием Солдатовым. В их компании часто бывала и архитектор Ирина Бенуа. Прошло несколько лет, и молодые зарегистрировали свои отношения. Игорь привел жену в циркумференцию Екатерининского дворца. Здесь они справили молодежную свадьбу, где вместо стола был ящик, поэтому сидели, как в чайхане, на корточках.
Несмотря на бытовые трудности, которые, впрочем, испытывали тогда многие советские люди, жизнь у молодоженов била ключом. Они вместе со всей бригадой Игоря отмечали день рождение каждого, катались на лыжах, на коньках, справляли праздники. Писали стихи, обсуждались фильмы, устраивались читки книг … Вадим Брусниченко, Федор Петров, Валентин Андреев – все ребята в бригаде, руководимой Олегом Педаясом, были талантливыми и трудолюбивыми.
Через некоторое время Ольга с Игорем поселились в воротах-руинах около Белой башни. Несмотря на романтическое место условия жизни там были крайне тяжелые, прежде всего, из-за повышенной влажности. Поэтому, чтобы хоть немного согреть комнату, приходилось три раза в день протапливать помещение. Молодая хозяйка варила нехитрую еду на электроплитке. Сюда она принесла свою дочь – Наташеньку. Теперь на другой конфорке стояло ведро, в котором они купали дочь. Проживая в воротах-руинах, они познакомились и подружились с главным хранителем Павловского дворца-музея Анатолием Михайловичем Кучумовым, с его женой Анной Михайловной. Анатолий Михайлович иногда брал с собой Ольгу Ивановну и Игоря Иосифовича, и тогда они гуляли по городу, по его паркам. Кучумов рассказывал много интересного и неизвестного о дворцах Пушкина и Павловска.
После несколько лет, проведенных в воротах-руинах, семья переехала на Ленинградскую улицу, а затем на бульвар Алексея Толстого. Ольга Ивановна много работала, сначала в 407-й школе, а затем в 1-м интернате. Как сказала на вечере воспоминаний Пальмира Андреевна Клоссе, бывший завуч 1-го интерната, именно в класс к Ольге Ивановне хотели привести своих детей все родители первоклашек. Она ходила с ними в походы, пусть недальние, в парки, но у детей эти походы оставались в памяти на всю жизнь. Она придумывала конкурсы, выпускала с детьми стенгазеты, ставила театральные постановки, придумывала костюмы. Откуда у нее на все это находились время и силы?! Кстати, внучка, названная в честь бабушки Ольгой, училась у нее в классе. И бабушка порой бывала с ней более строга, чем со всеми ребятами.
Когда Игорь Иосифович ушел на пенсию, он продолжал работу дома, реставрируя картины. Квартира наполнилась запахом клея, красками. На столах появились инструменты. И здесь в который раз Ольга Ивановна стала верной помощницей мужа. Она научилась грунтовать холсты, старательно выполняла все указания мужа, помогая ему в благородном деле реставрации. Они ездили вместе на этюды. Оба страстно любили природу. Летом ездили на хутор в Литву. Там помогали сгребать сено в стога, пололи огород… Брали с собой внучку Олю, читали ей на ночь сказки, и почему-то Ильфа и Петрова. Было замечательно интересно, Оля много смеялась. Ходили на ночную рыбалку, пили парное молоко, собирали грибы. Когда стало невозможно ездить в Литву, Игорь Иосифович и Ольга Ивановна приобрели дачу.
В последние годы Ольга Ивановна была очень активной несмотря на все ухудшающееся здоровье. Ее волновало, пожалуй, все, что происходило в городе. Она была знакома со множеством людей, и каким-то непостижимым образом понимала, в чем нуждается каждый из них. У Ольги Ивановны была большая библиотека, которую собирали отец и дед мужа, а потом и она, и Игорь Иосифович. Поэтому репринтное издание Цылова "Атлас Царского Села. 1857" было воспроизведено издательством "Серебряный век" с книги этой библиотеки, впрочем, как и репринтное издание П.И. Бабкина "Царское Село".
Еще многое вспоминали люди, пришедшие на вечер памяти Ольги Ивановны, но лучше всего главную мысль выразила, наверное, почетный реставратор Санкт-Петербурга Наталия Фомичева, которая сказала, что основными чертами характера Ольги Ивановны были неравнодушие и бесконечная доброта. И еще: "Мы были настолько с ней близки, что мне кажется, что она не умерла, а просто вышла на время…" Неудивительно, что так кажется многим.
Марина Орлова
Фото из семейного архива