15 марта в библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка прошел вечер памяти, посвященный лепщикам-модельщикам Екатерининского дворца Екатерине Никифоровне и Юрию Владимировичу Анохиным. Об их творчестве рассказывает открывшаяся в библиотеке выставка, где представлены подлинные документы реставраторов из архива почетного реставратора Санкт-Петербурга Наталии Михайловны Фомичевой.
Екатерина родилась 24 марта в 1928 г. в городе Клин Новгородской области. Во время войны находилась вместе с детским домом в Кировской области. А уже в 1943 г., после снятия блокады, ее, как и других способных детей, перевезли в Ленинград, чтобы научить возрождать разрушенную красоту памятников культуры. Преподаватели трогательно заботились о детях, но в то же время были требовательны к ученикам. Один из их наставников, Павел Петрович Смирнов, работавший еще в царской России, говорил ребятам, что он даст им такую профессию, которая позволит есть хлеб с маслом… Подростки жили в общежитии дружно, помогали друг другу. В 1947 г. Екатерина с отличием окончила Ленинградское художественно-промышленное училище. Дипломной работой стал бюст Феликса Дзержинского.
Сначала она выполняла работы по воссозданию мраморных каминов в Александровском дворце, мраморных аквариумов в Елисеевском магазине. Просто расчищала мусор, ликвидируя завалы. Затем стала лепщицей. До 1971 г. Екатерина Никифоровна работала преимущественно в Павловском дворце, восстанавливая лепнину как на фасаде, так и в интерьерах. Затем был Екатерининский дворец. Однако как специалисту НПО "Реставратор" ей довелось трудиться и на других объектах, например, в Гатчине на возрождении интерьера Березового домика. Прежде чем приступить к работам в Екатерининском дворце, Екатерина Никифоровна три раза "обошла" его снаружи, восстанавливая лепнину фасадов. Внутри дворца ее руки потрудились на Стасовской лестнице, Парадной лестнице Монигетти. Немалый труд вложен и в восстановление Большого зала, Золотой анфилады Растрелли, а также парковых павильонов. Но все же ее лебединой песней, как и многих других реставраторов, стало воссоздание восьмого чуда света – Янтарной комнаты.
Между тем, Екатерина не только работала, но и одна растила сына. Юра родился 13 марта 1954 г., учился в 406-й школе в Пушкине. Сначала жили в коммунальной квартире, потом – в однокомнатной квартирке на улице Коминтерна (ныне Оранжерейной). Мать и сын были очень привязаны друг к другу. Юра рос способным юношей. Он рисовал, любил поэзию, много читал, играл на гитаре, сочинял стихи, песни. Почитал творчество Высоцкого, переписывая его песни аккуратным почерком в альбом, украшенный виньетками. После школы Юра работал художником-оформителем, окончил четырехгодичные вечерние рисовальные курсы в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Работал он и по мрамору, создавая модели памятников, бюсты. Как-то мать принесла плакетки моделей Янтарной комнаты домой – что-то у нее там с ними не заладилось. Юрий их доработал. Руководство музея оценило его старания, и теперь мать и сын работали вместе. Все, что мы сейчас видим в Янтарной комнате, – панно, рамы для флорентийской мозаики – первоначально были выполнены из пластилина в натуральную величину чуткими и талантливыми руками лепщиков-модельщиков матери и сына Анохиных. Работа эта была ответственная и кропотливая. Изучались черно-белые архивные фотографии. Высоту рельефов помогали определять и фотограмметрия, и опыт реставраторов. Орнаментику арматуры, картуши и рельефные головки исполняла Екатерина Никифоровна, а Юрий Владимирович доводил воссоздаваемые барельефы до идеального сходства с фотоснимками. Достаточно упомянуть о таких рельефах, как "Давид и Саул", "Нашествие жаб" и "Нашествие змей" (две казни египетские), "Кузница Вулкана". Совместная работа над возрождением Янтарной комнаты – это было счастье! Но в 30 лет у Юрия случился инфаркт, а в 37 лет, 8 июля 1991 г., он умер.
Мать пережила сына на 15 лет. За два года до ее смерти немецкие телевизионщики сняли фильм о ее жизни. Екатерина Никифоровна вспоминает в нем годы военного лихолетья, свою работу, и, конечно, сына Юру. Каждую неделю она ходила на Казанское кладбище на могилу сына, где на черном камне изображен Юра, работающий над моделью для Янтарной комнаты. После показа фильма в Германии к ней пошли письма от немецких женщин-матерей с благодарностью за ее труд и со словами поддержки.
Екатерина Никифоровна умерла 2 ноября 2004 г., успев увидеть возрожденную Янтарную комнату. Ее трудовой стаж – 57 лет. При жизни она была тихой, скромной женщиной. На работе ее ценили и уважали. Екатерина Никифоровна удостоена звания заслуженного работника культуры РСФСР.
Со всего мира едут люди посмотреть музей-заповедник "Царское Село", стремятся попасть сюда и наши соотечественники. Экскурсоводы рассказывают им, как над возрождением этого великолепия работали самоотверженные, фанатично преданные своему делу люди. Не так давно в Екатерининском дворце появился мемориальный кабинет архитектора А.А. Кедринского. Это очень хорошо, но этого мало. Множество замечательных людей, мастеров уникальной отечественной школы реставрации внесли свою лепту в возрождение дворцово-паркового ансамбля. Мать и сын Анохины – одни из них. Еще в 1949 г. Екатерина в письме к другу писала, что ей было очень трудно научиться своей профессии, но она была упорна в овладении ею и счастлива, что ее труд нужен великой Родине.
Выставка, посвященная Е.Н. и Ю.В. Анохиным, продлится до 15 апреля. Справки по тел.: 466-58-75.
Марина ОРЛОВА
Фото Александра ДОГАДИНА (Янтарная комната)
и Павла МАРКИНА