К 175-летию Царскосельской железной дороги
Посмертная судьба великого инженера
Еще раз о создателе первой в России железной дороги массового пользования
В 2006 году в «Царскосельской газете» (№ 17) была опубликована статья профессора Петербургского государственного университета путей сообщения В. Е. Павлова «Франц Антон Герстнер и Царскосельская железная дорога». В связи с предстоящим 175-летием железнодорожного транспорта России снова возник интерес к личности автора проекта и строителя Царскосельской железной дороги. О нем новая статья В. Е. Павлова.
Известно, что чешский инженер Франц Антон Герстнер в 1834 году получил приглашение посетить Россию. После путешествия по европейской части России и по Уралу (он проехал 4300 км) Герстнер обратился к императору Николаю I с предложением построить железную дорогу с паровой тягой. Разрешение на строительство Царскосельской железной дороги было получено, и в октябре 1837 года (11 ноября по новому стилю) дорога была открыта.
Ф. А. Герстнер совершил подвиг: он использовал свои инженерные знания и необычайную предприимчивость, чтобы обеспечить строительство железнодорожного пути, станций, поворотных кругов, заполучить зарубежные паровозы, вагоны, рельсы и все это использовать для осуществления своего, фантастического тогда, проекта – связать железной дорогой Санкт-Петербург, Царское Село и Павловск. Мало того, по идее Герстнера вокзал в Павловске стал музыкальной ареной для публики, и слово «вокзал» быстро распространилось по территории России по мере строительства железных дорог. Герстнер в России был первым машинистом, первым кондуктором и первым управляющим железной дорогой.
Имя Герстнера вошло в энциклопедии, в историю культуры человеческого общества.
Какова же посмертная судьба великого инженера?
В октябре 1838 года Герстнер с женой Кларой фон Эпплен уехал в свадебное путешествие (не дождавшись первой годовщины со дня открытия Царскосельской дороги). 15 ноября Герстнеры прибыли в Нью-Йорк, а оттуда переехали в Филадельфию. В 1839 году у них родилась дочь, назвали ее Филадельфией, «любящей друзей».
Герстнер решил вооружиться новыми знаниями в области транспорта. Он посетил железные дороги США, открытые и строящиеся, протяженностью 9400 миль, 86 каналов (длиной более 5 тысяч миль), паровозо-строительный, вагоностроительный и рельсопрокатный заводы, составил много инженерных сведений, вошедших в мировую историю транспорта.
Герстнер прислал в Россию 10 отчетов-писем о строительстве железных дорог, доказывая необходимость развития железнодорожного транспорта в России. Он надеялся, что ему удастся по своему проекту организовать строительство железной дороги Петербург – Москва, для которой ранее им уже была выполнена нивелировка трассы. Но Герстнеру не удалось осуществить эту идею. 12 апреля 1840 года он погиб в дорожном происшествии, сбитый конным экипажем. Ему было всего 44 года. Имя Герстнера сохранилось в памяти потомков. Жена Ф. А. Герстнера, уехавшая с дочерью во Франкфурт-на-Майне (на свою родину), в 1842 году в Лейпциге издала книгу по материалам, собранным ее мужем. В 1842 – 1843 годах в Вене была издана в двух томах книга Герстнера «Водные коммуникации Соединенных штатов Северной Америки» (объемом 800 страниц).
В честь Ф. А. Герстнера в Чехии, в г. Ческе-Будейовице названа улица и установлена мемориальная доска на ограде Музея конно-железной дороги. Мемориальная доска Герстнеру установлена на станции Рыбник, мимо которой проходит скорый поезд № 1931/1932 «F. A. Gerstner» сообщением Прага – Будейовице – Линц». В 1996 году в честь Герстнера и его отца был назван астероид № 3887 «Gerstner».
Улицы, названные в честь Ф. А. Герстнера, существуют в Австрии в Вене, Граце и Санкт-Пёльтене. В г. Линце в Австрии открыт памятник Герстнеру. Почта Австрии в 1982 году выпустила марку в честь 150-летия конно-железной дороги Герстнера. 12 ноября 1997 года на стене Витебского вокзала в Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска, посвященная Ф. А. Герстнеру (скульптор В. Иванов), тогда же был установлен бюст Герстнера в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ (скульптор В. Петин). 30 октября 2007 года в здании Витебского вокзала в Санкт-Петербурге, где состоялись торжества по случаю 170-летия железных дорог России, открыт памятник Герстнеру высотой 1,4 м (скульптор С. Щербаков).
Интересно, что чешский участок конно-железной дороги (вся дорога проходила по территории Чехии и Австрии, когда Чехия входила в состав Австро-Венгерской империи) в 1958 году занесен в Государственный реестр недвижимых культурных памятников. Эта дорога относится к семи культурным памятникам техники на территории Чешской Республики.В 2003 году администрация города Ческе-Будейовице приняла решение восстановить часть конно-железной дороги длиной около двух километров и построить депо с выставочным залом, кассу, конюшню, склад материалов, административные помещения и др. Дорогу должны обслуживать 2 конных экипажа для перевозки 16 и 24 пассажиров. Работы уже завершены, и открытие всего комплекса приурочено к 215-летию со дня рождения Герстнера (он родился 19 апреля 1796 года).
Прискорбно, что у нас по решению начальника Октябрьской железной дороги Б. К. Саламбекова в 1944 году Царскосельская железная дорога в прежнем виде была ликвидирована, рельсы в Павловском парке были разобраны, а вопрос о восстановлении Павловского музыкального вокзала даже не рассматривался. Уникальное историческое транспортное сооружение перестало существовать в том виде, в котором его создал Герстнер с участием российских архитекторов.
Ф. А. Герстнер захоронен на мемориальном кладбище Филадельфии в США. Туристы, посещающие этот мемориал, всегда возлагают цветы на мраморную плиту, под которой покоится прах великого человека. Жаль, что в Царском Селе (или в Павловске) к 175-летию железных дорог России не установлен памятник удивительному инженеру, «прометею» железных дорог, заслужившему огромную благодарность России.
Владимир Павлов, профессор Петербургского государственного университета путей сообщения
Материал «Царскосельской газеты», 27 сентября – 3 октября 2012 года № 33 (9992)