Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

30 лет сверхмарафонскому пробегу / Из Ленинграда во Владивосток за 213 дней

14 апреля 1984 г. сверхмарафонец Павел Петрович Басов в сопровождении велосипедиста Олега Васильевича Истомина стартовал с площади Победы (Ленинград). Преодолев за 213 дней около 10 000 км, они финишировали во Владивостоке 12 ноября, преодолевали в среднем в день 46,9 км. Это достижение нашего земляка до сих пор не получило должной оценки.

Среди наиболее положительных многодневных пробегов можно выделить:
– пробег Транс-Европа, проходивший по трассе Лиссабон – Москва в 2003 г., на дистанции около 5100 километров,
– пробег на дистанции 3100 миль (около 4990 км) в Куинсе, Нью-Йорк, США, – самый длинный сертифицированный пробег в мире.

В этих пробегах спортсмены преодолевали до двух марафонских дистанций в день в достаточно комфортных условиях: ровная дорога, облегченная спортивная форма, обеспечение питанием, отдыхом, постоянное наблюдение врачей и т.д.

Близкий по организации и продолжительности к П.П. Басову пробег совершил Марат Жыланбаев, марафонец, семикратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, мастер спорта международного класса. Так, за один календарный год (365 дней) Марат пробежал 226 классических марафонов по 42 км 195 м (общая дистанция 9536 км, в среднем в день 26,13 км).

П.П. Басову надо было самому обеспечивать свое питание, отдых, ночлег и т.д. Для этого ему приходилось толкать коляску весом около 50 кг. Качество дороги часто оставляло желать лучшего: шлак, гравий, ямы, расплавленный асфальт, иной раз почти полное бездорожье, пыль, ветер, автомобили, крутые подъемы и т.д. И тем не менее на дистанции, сравнимой по длительности с дистанцией Марата, он показал значительно более высокий ежедневный объем беговой нагрузки – в среднем в день 46,9 км. В ходе пробега спортсмены проводили беседы со школьниками, воинами, колхозниками, рабочими, пропагандируя здоровый образ жизни и занятия оздоровительным бегом. Они ежедневно вели путевые дневники, подробно отражая в них свое питание, объективные и субъективные показатели здоровья, интересные встречи, впечатления и т.д. Таким образом, пробег не только позволил продемонстрировать предельные человеческие возможности, но и оставил огромный материал для последователей и ученых.

...Детство П.П. Басова пришлось на голодные военные и послевоенные годы. На его долю выпала и немецкая оккупация. Может быть, поэтому он поступил в Пушкинское радиотехническое училище ПВО. При этом его всегда интересовали сверхвозможности человека. Этот интерес привел П.П. Басова в большой спорт, он выполнил норматив мастера спорта СССР по военному троеборью. После окончания военного института физкультуры Павел Петрович долгое время служил в родном Пушкинском училище ПВО на кафедре физподготовки, возглавляя секцию военного троеборья и принимая личное участие во всех соревнованиях. Под его руководством команда по военному троеборью постоянно занимала призовые места, а ее участники добивались высоких спортивных разрядов, становились энтузиастами спорта и здорового образа жизни.

После увольнения в 1978 г. в запас в звании подполковника Павел Петрович устроился преподавателем на кафедру физподготовки в Горный институт и здесь приобщился к марафону и сверхмарафону. Он стал членом клуба любителей бега ДСО "Спартак", а затем возглавил в нем секцию сверхмарафона. Павел Петрович неоднократно принимал участие в марафонах по Дороге жизни, сверхмарафонских пробегах Москва – Ленинград, Псков-Нарва и др.

Пробег Ленинград – Владивосток он задумал в 1983 г. и стал плановмерно к нему готовиться. Коллектив кафедры физподготовки Горного института, друзья марафонцы оказывали спортсмену посильную помощь. Серьезную поддержку в организации пробега под эгидой ЦК ВЛКСМ оказала В.И. Матвиенко, в те годы первый секретарь Ленинградского обкома ВЛКСМ. В результате 14 апреля 1984 г. в 10 ч. утра П. Басов и О. Истомин стартовали в сверхмарафоне.

Вот выдержка из дневника П. Басова: "На площади Победы, куда мы приехали на институтском автобусе, был настоящий фурор. За 10 минут собралось много любителей бега... Было много корреспондентов и представителей телевидения. Брали интервью, фотографировали, задавали много вопросов".

А вот описание финишного участка: "В это время приехали нас встречать представители СК "Спартак" и телевидения, прессы. Мы одели новую спартаковскую форму, ленты. Олег решил тоже бежать.

Начали бег в сопровождении молодых легкоатлетов. Олег вскоре сошел из-за боли в ноге. Перед финишем он ехал на велосипеде. Пробежал я с ребятами по холмистым улицам Владивостока и финишировал на площади, у подводной лодки, которая в 1942 году своим ходом прошла от Ленинграда до Владивостока. Далее была встреча, интервью, устройство в "Спартаке", медицинский осмотр, устройство в гостинице "Владивосток".

Никаких званий и наград за свой исторический пробег П.П. Басов не получил. Несмотря на это он несомненно является легендарной личностью нашего времени. Ведь кроме вышеописанных пробегов в активе П.П. Басова и феноменальный пробег-переход по границе СССР, который он совершил в 1988–1991 гг. вместе с супругой Р. Басовой. По впечатлениям от пробега ими была выпущена книга "Люди и километры".

Евгений ПОДОЙНИКОВ, мастер спорта,
выпускник Пушкинского военного училища радиоэлектроники

баннер