Через Московские ворота проходит дорога из Царского Села на Москву, которая и дала им название. У этих ворот есть еще одно наименование – Фридентальские. Оно произошло от названия колонии немецких поселенцев «Фриденталь», которая располагалась сразу за ними. Московские ворота построены в стиле - ампир.
История строительства Московских ворот
В 1797 году император Павел I издал указ: «При въезде в Село Царское построить по караулке, по две будки и по шлагбауму». К 1830 году деревянные будки, построенные при Павле I, пришли в негодность, и в 1830-1831 годах на их месте были построены новые каменные, которые и стоят до сих пор.
Облик Московских ворот после завершения строительства получился грандиозный и величественные. Верхняя часть колонн украшена лепными щитами и мечами, цветочными гирляндами и крученными лентами. Нижний ярус украшен прямоугольными углублениями с дорическими колоннами. Как пишет искусствовед В. Курбатов: «Ворота построены в строго военном стиле, как заставы Парижа в конце XVIII века». Красивые, композиционно выверенные колоны являются украшением города Пушкина, и остаются символом победы и памятником великих событий. В Имперское время осуществляли функцию пропускного пункта со шлагбаумом для проверки документов.
Современное время
В 2010 году проходило обследование ворот - фундамента, стен, лестниц, перекрытий. В ходе проверки было установлено, что ворота до сих пор сохраняют свою несущую способность. И нет опасности обвала. К сожалению стены ворот не прошли проверки, инженеры сообщили, что вероятно падение штукатурки, возникновение трещин.
В неблагополучном состоянии находятся лестничные перекрытия и проемы. Эксперты заявляют, что причина такого состояния Московских ворот связанна с некачественным ремонтом и небрежным отношениям со стороны жителей и гостей города к архитектурному памятнику. Реставрационные работы планируют провести в 2013 году. После ремонтных работ планируют открыть постоянную музейную экспозицию во внутренних помещениях Московских ворот.
Редакция сайта Пушкин.спб.ру